Какая сейчас инфляция в россии 2018: Инфляция в России

Какая сейчас инфляция в россии 2018: Инфляция в России

Содержание

Инфляция в России превысила 5% впервые за 1,5 года :: Экономика :: РБК

Годовая инфляция в январе 2021 года, по данным Росстата, достигла 5,19%. В предыдущий раз такие темпы роста потребительских цен наблюдались в стране в первой половине 2019-го, после повышения НДС с 18 до 20%

Фото: Денис Воронин / АГН «Москва»

Годовая инфляция в России в январе 2021 года составила 5,19%, следует из данных Росстата. По сравнению с декабрем потребительские цены выросли на 0,7%.

В последний раз инфляция преодолевала порог 5% в феврале—мае 2019 года, когда потребительские цены росли из-за повышения НДС с 18 до 20% (.pdf).

Банк России ожидал ускорения инфляции до 5% в начале 2021 года. «Если говорить про ближайший горизонт, то, по нашим предварительным оценкам, годовая инфляция составит около 5% в первом квартале следующего года. Затем, если влияние разовых факторов относительно быстро сойдет на нет, она будет снижаться и вернется к 4% в середине следующего года», — говорила в декабре председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Любой показатель январской годовой инфляции меньше 5,5% — это очень неплохой результат в текущей ситуации с учетом традиционной индексации административных тарифов в начале года и высоких значений инфляции в ноябре и декабре 2020-го, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

По ее словам, существовал серьезный риск того, что годовая инфляция приблизится к 6% с учетом январских индексаций и роста цен на продовольственные товары, несмотря на установку правительством предельных цен по нескольким из них. «Годовая инфляция 5,2% в январе 2021 года позволяет говорить о том, что ситуация нормализуется», — оптимистична Орлова. В январе продовольствие подорожало на 7% год к году и на 1% к декабрю, сообщил Росстат, непродовольственная инфляция составила 5,10%.

Инфляция в России (по годам)

Инфляция в России с 1991 по 2020 годы и месяцы 2021 года

Годовая инфляция в России по итогам 2020 года составила 4,9%, при ключевой ставке на конец года в 4,25%. Надо отметить, что инфляция в России против 2019 года выросла на 1,9 %. За всю историю Российской Федерации низкий уровень инфляции наблюдался в 2019 году (3,0%) и в 2017 году (2,5%).

Президент Владимир Путин отметил, что инфляция в России поднялась выше целевого ориентира Центробанка, это произошло из-за ряда объективных факторов — «По итогам декабря 2020 года инфляция в годовом выражении – 4,9%, а целевой ориентир был где-то в районе 4,2%.

В выпуске информационно-аналитического комментария Банка России «Динамика потребительских цен» No 10 (58) за октябрь 2020 года говорилось, что:

По прогнозу Банка России, годовая инфляция составит 3,9 – 4,2% в 2020 году. С учетом проводимой денежно-кредитной политики инфляция прогнозируется на уровне 3,5 – 4,0% в 2021 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.



Ещё на пресс-конференции, которая состоялась по итогам заседания Совета директоров 15 сентября 2017 года, Председатель Банка России Эльвира Набиуллина уточнила описание цели по инфляции:

Инфляция достигла 4%, и мы хотели бы дополнительно уточнить описание цели.
Нашей целью является инфляция вблизи или около 4%. Почему «вблизи»? Потому что она может колебаться вверх и вниз вокруг 4%.
Раньше мы говорили о горизонте достижения цели, то есть определяли точку, устанавливали конкретный период (например, конец 2017 года), когда мы достигнем целевого значения. Теперь у нас эта цель становится постоянной.

Первоначальное заявление, косающееся прогноза по инфляции на 2018 — 2020 годы Председатель Банка России Эльвира Набиуллина сделала по итогам заседания Совета директоров ЦБ РФ от 14 сентября 2018 года:

… реализовались инфляционные риски со стороны внешних условий. В результате прогноз инфляции повышен даже с учетом принятых сегодня решений. Мы ожидаем инфляцию в интервале 3,8–4,2% по итогам 2018 года, 5–5,5% по итогам 2019 года, с возвращением к 4% в 2020 году.

По прогнозу Банка России, сделанному по результатам заседания Совет директоров Банка России от 19 марта 2021 года годовая инфляция достигнет своего максимума в марте и далее будет снижаться. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Банка России вблизи 4% в первой половине 2022 года и будет находиться на этом уровне в дальнейшем.

Ниже в таблицах приведены данные годовой инфляции в России за период с 1991 по 2020 и на 2021 год. В материале будут приводиться внутри годовые (месячные) данные по инфляции по 2021 году.

Для большей наглядности, помимо уровня инфляции в сравнительную таблицу также включены ставка рефинансирования Банка России и ключевая ставка, действующие на конец соответствующего года или месяца.

Динамика уровня инфляции в России за 1991 — 2020 годы выглядит так:

ГодыГодовая инфляция в России*Ставка рефинансирования, на конец года** (%)Ключевая ставка на конец года (%)**
20204,94,25
20193,06,25
20184,37,75
20172,57,75
20165,410,00
201512,908,2511,0
201411,368,2517,0
20136,458,255,50
20126,588,25
20116,108,00
20108,787,75
20098,808,75
200813,2813,0
200711,8710,0
20069,0011,0
200510,9112,0
200411,7413,0
200311,9916,0
200215,0621,0
200118,825,0
200020,125,0
199936,655,0
199884,560,0
199711,028,0
199621,848,0
1995131,6160,0
1994214,8180,0
1993840,0210,0
19922508,880,0
1991160,425,0

* Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
**Советом Директоров Банка России от 11.12.2015 г. было установлено, что начиная с 1 января 2016 года:

  • значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и её самостоятельное значение в дальнейшем не устанавливается. Изменение ставки рефинансирования будет происходить одновременно с изменением ключевой ставки Банка России на ту же величину.
  • с 1 января 2016 года Правительство Российской Федерации будет использовать ключевую ставку Банка России во всех нормативных актах вместо ставки рефинансирования

А за прошедшие месяцы 2021 года по данным Статорганов и Банка России инфляция в годовом измерении выглядит так:

месяцы 2021 годаМесячная инфляция в России (в годовом исчислении, %)*Месячная инфляция (к предыдущему месяцу, пп)**Ключевая ставка на конец данного месяца (%)
январь 2021 года5,204,25
февраль 2021 года5,7+0,54,25
март 2021 года5,8+0,14,50
апрель 2021 года5,5-0,35,00
май 2021 года6,0+0,55,00
июнь 2021 года6,5+0,55,50
июль 2021 года6,50

*Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к соответствующему месяцу предыдущего года, %
**Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к предыдущему месяцу,+ рост,- снижение(пп))

Годовая инфляция за 2020 год выросла по отношению к 2019 году на 1,9 п.п. и составила 4,9%, что выше даже скорректированного ещё в октябре 2020 года прогноза Банка России. Так, по прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция: — в 2020 году составит 3,7–4,2%, в 2021 году 3,5–4,0% и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%.

Годовая инфляция за июнь 2021 год ускорилась и составила 6,5%. Инфляция складывается значительно выше прогноза Банка России и Федеральной службы государственной статистики.

Индекс потребительских цен по информации Росстата за июнь 2021 года выглядит так:

В июне 2021 г. по сравнению с маем 2021 г. индекс потребительских цен составил 100,69%, по сравнению с декабрем 2020 г. – 104,19% (в июне 2020 г. – 100,22%, по сравнению с декабрем 2020 г. – 102,63%).

Рост потребительских цен на 1,0% и более зафиксирован в 9 субъектах Российской Федерации. В наибольшей степени – в Тверской области (на 1,3%) и Севастополе (на 1,2%) в связи с удорожанием продуктов питания на 2,5% и 1,9% соответственно.

В Москве цены за месяц выросли на 0,7%, в Санкт-Петербурге – на 0,9% (с начала года – прирост цен составил 3,9% и 4,7% соответственно).

В июне прирост цен на отдельные виды плодоовощной продукции составил: на свеклу столовую – 58,4%, морковь – 37,0%, картофель – 20,3%, капусту белокочанную свежую – 14,3%, виноград – 2,8%. Вместе с тем цены на огурцы снизились на 21,8%, помидоры – на 16,2%, бананы – на 4,5%, чеснок – на 4,4%, зелень и грибы свежие – на 2,7% и 2,2% соответственно.

Крупа гречневая в среднем по России подорожала на 1,7%, при этом в 21 субъекте Российской Федерации – на 0,1-0,9%, в 20 субъектах – на 1,0-1,9%, в 16 субъектах – на 2,0-2,9%, в 14 субъектах – на 3,0-6,1%. В 4 субъектах цены не изменились. В 4 субъектах цены на крупу гречневую снизились на 0,1-0,9%, в 6 субъектах – на 1,0-8,9%.

Яйца куриные в среднем по России подешевели на 12,2%, при этом в 5 субъектах Российской Федерации – на 0,9-4,9%, в 14 субъектах – на 5,0-9,9%, в 48 субъектах – на 10,0-19,9%, в 14 субъектах – на 20,0-24,8%. В Сахалинской области и Чукотском автономном. округе цены на яйца куриные не изменились. В Магаданской области и Камчатском крае они подорожали на 2,2% и 0,8% соответственно.
И т.д.

В таблицах приводятся данные по инфляции и ключевой ставки, взятые с сайтов Банка России и Федеральной службы государственной статистики.

Последнее обновление материала — 22.07.2021 года.

Индекс инфляции [2021] ᐈ Индекс потребительских цен в Украине

последнее обновление: 13.07.2021 11:22

Индекс инфляции, или, что то же, индекс потребительских цен — показатель, который характеризует изменения общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Индекс инфляции в Украине в июне 2021 составил 100,2 %

Наряду с общим индексом инфляции в аналитических целях используется также базовый индекс инфляции, методика расчета которого несколько отличается от основного индекса.

Базовый индекс инфляции в Украине в июне 2021 составил 100,4 %

Сводная таблица индексов потребительских цен с 2000 по 2021 гг. (%)
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрьЗа год
2000104,6103,3102,0101,7102,1103,799,9100,0102,6101,4100,4101,6125,8
2001101,5100,6100,6101,5100,4100,698,399,8100,4100,2100,5101,6106,1
2002101,098,699,3101,499,798,298,599,8100,2100,7100,7101,499,4
2003101,5101,1101,1100,7100,0100,199,998,3100,6101,3101,9101,5108,2
2004101,4100,4100,4100,7100,7100,7100,099,9101,3102,2101,6102,4112,3
2005101,7101,0101,6100,7100,6100,6100,3100,0100,4100,9101,2100,9110,3
2006101,2101,899,799,6100,5100,1100,9100,0102,0102,6101,8100,9111,6
2007100,5100,6100,2100,0100,6102,2101,4100,6102,2102,9102,2102,1116,6
2008102,9102,7103,8103,1101,3100,899,599,9101,1101,7101,5102,1122,3
2009102,9101,5101,4100,9100,5101,199,999,8100,8100,9101,1100,9112,3
2010101,8101,9100,999,799,499,699,8101,2102,9100,5100,3100,8109,1
2011101,0100,9101,4101,3100,8100,498,799,6100,1100,0100,1100,2104,6
2012100,2100,2100,3100,099,799,799,899,7100,1100,099,9100,299,8
2013100,299,9100,0100,0100,1100,099,999,3100,0100,4100,2100,5100,5
2014100,2100,6102,2103,3103,8101,0100,4100,8102,9102,4101,9103,0124,9
2015103,1105,3110,8114,0102,2100,499,099,2102,398,7102,0100,7143,3
2016100,999,6101,0103,5100,199,899,999,7101,8102,8101,8100,9112,4
2017101,1101,0101,8100,9101,3101,6100,299,9102,0101,2100,9101,0113,7
2018101,5100,9101,1100,8100,0100,099,3100,0101,9101,7101,4100,8109,8
2019101,0100,5100,9101,0100,799,599,499,7100,7100,7100,199,8104,1
2020100,299,7100,8100,8100,3100,299,499,8100,5101,0101,3100,9105,0
2021101,3101,0101,7100,7101,3100,2106,4
Сводная таблица индексов потребительских цен за последние годы (%)
201020112012201320142015201620172018201920202021
январь101,8101,0100,2100,2100,2103,1100,9101,1101,5101,0100,2101,3
февраль101,9100,9100,299,9100,6105,399,6101,0100,9100,599,7101,0
март100,9101,4100,3100,0102,2110,8101,0101,8101,1100,9100,8101,7
апрель99,7101,3100,0100,0103,3114,0103,5100,9100,8101,0100,8100,7
май99,4100,899,7100,1103,8102,2100,1101,3100,0100,7100,3101,3
июнь99,6100,499,7100,0101,0100,499,8101,6100,099,5100,2100,2
июль99,898,799,899,9100,499,099,9100,299,399,499,4
август101,299,699,799,3100,899,299,799,9100,099,799,8
сентябрь102,9100,1100,1100,0102,9102,3101,8102,0101,9100,7100,5
октябрь100,5100,0100,0100,4102,498,7102,8101,2101,7100,7101,0
ноябрь100,3100,199,9100,2101,9102,0101,8100,9101,4100,1101,3
декабрь100,8100,2100,2100,5103,0100,7100,9101,0100,899,8100,9
За год109,1104,699,8100,5124,9143,3112,4113,7109,8104,1105,0106,4
  • Данные за июль 2021 Держкомстатом еще не опубликованы

Индекс потребительских цен отображает изменение стоимости фиксированного потребительского набора товаров и услуг в текущем периоде относительно предыдущего.
Потребительский набор товаров и услуг — это набор наиболее представительных и важных для потребления домохозяйствами товаров и услуг.
Устанавливается централизованно и является единым для всех регионов Украины.
Отметим дополнительно, что наряду с основным индексом потребительских цен, в аналитических целях используется также базовый индекс потребительских цен,
расчет которого может давать несколько отличающиеся значения.

Индекс потребительских цен 2021

Индекс потребительских цен по всем категориям в 2021 г. (%)
2021январьфевральмартапрельмайиюньЗа год
Все товары и услуги101,3101,0101,7100,7101,3100,2 106,4
Продовольственные товары101,4102,1102,1101,2101,799,9 108,7
Продукты питания101,5102,2102,2101,2101,899,8 109,0
Хлебопродукты101,0102,3102,4101,6100,9100,6 109,1
Хлеб101,1102,8102,8101,3100,9100,2 109,4
Макаронные изделия100,8101,3100,9101,0101,3100,7 106,2
Мясопродукты100,1101,2102,2101,3101,8100,4 107,2
Рыбопродукты100,5101,5101,0100,5101,0101,1 105,7
Молоко, творог, сыр, яйца103,3100,5100,4100,296,597,1 97,9
Молоко100,1101,0100,499,5100,399,0 100,3
Творог, сыр101,0100,7100,5100,8100,3100,5 103,9
Яйца115,499,899,499,482,584,0 78,9
Масло и жиры101,4103,6104,5104,3103,3101,5 120,1
Масло сливочное100,4101,3101,4100,6101,2100,4 105,4
Масло под­солнечное102,9107,6109,7110,0106,8103,4 147,5
Прочие жиры100,8101,0101,1100,2100,099,1 102,2
Фрукты100,5103,5103,599,0114,597,2 118,6
Овощи106,5106,3102,198,799,598,7 112,0
Сахар103,6105,5104,8105,0100,5100,4 121,4
Безалкогольніе напитки100,3100,1100,3100,9100,4100,6 102,6
Алкоголь, табак101,0101,3100,7100,9100,7101,0 105,7
Алкогольные напитки100,3101,4100,2100,499,9100,7 102,9
Табачные изделия101,9101,3101,2101,5101,4101,2 108,8
Одежда и обувь96,096,5112,7100,999,497,2 101,8
Жилье, коммунальные услуги106,098,2100,0100,4103,9100,4 109,0
Содержание и ремонт жилья100,2100,7100,8101,1100,9101,4 105,2
Водоснабжение110,9100,1100,0100,0100,0100,0 111,0
Канализация117,3100,2100,0100,0100,0100,0 117,5
Содержание домов и придомовых территорий100,5101,2100,1100,0100,1101,0 102,9
Электроэнергия136,6100,0100,0100,0100,0100,0 136,6
Природный газ95,593,4100,0102,3114,6100,7 105,3
Отопление и горячая вода103,3100,599,198,5100,0100,0 101,3
Бытовая техника и предметы домашнего обихода100,0100,5100,5100,2100,5100,6 102,3
Мебель, ковры и т.п.99,8100,9101,1100,9100,9100,8 104,5
Домашний текстиль99,4100,6100,399,8100,2100,3 100,6
Бытовая техника100,2100,5100,499,8100,3100,1 101,3
Охрана здоровья100,4100,5100,7100,9100,5100,4 103,4
Медикаменты и оборудование100,3100,1100,6100,9100,5100,2 102,6
Амбулаторные услуги101,0101,6100,7100,7100,7100,9 105,7
Транспорт101,0101,6101,8100,6100,7101,0 106,9
Покупка транспортных средств100,899,299,899,599,499,4 98,1
ГСМ102,3107,3105,7100,8101,0100,1 118,2
Транспортные услуги100,4100,5101,1101,3102,0103,6 109,2
Железно­дорожный транспорт98,6101,9104,4102,6103,0105,3 116,7
Авто­мобильный транспорт100,4100,6101,6101,4101,7102,4 108,4
Связь101,0100,2100,0100,1102,2100,0 103,5
Услуги телефонии101,4100,3100,2100,3103,0100,2 105,5
Отдых и культура100,6100,9100,4100,199,2100,6 101,8
Аудио- и фототехника, компьютеры100,0100,5100,4101,1100,1100,1 102,2
Услуги отдыха101,4101,5100,5100,1100,4100,7 104,7
Газеты, книги, канцтовары100,1100,1100,499,8100,6100,4 101,4
Образование101,2100,6100,3100,3100,2100,3 102,9
Дошкольное и начальное образование109,8103,5101,6101,8101,0102,0 121,1
Среднее образование100,4100,3100,0100,0100,0100,1 100,8
Высшее образование100,0100,2100,0100,0100,0100,0 100,2
Рестораны и гостиницы100,3100,9100,8100,6100,0101,1 103,8
Прочее101,3100,699,796,899,7100,4 98,4

Ну, и напоследок приводим глобальный график с динамикой изменения индекса инфляции в Украине за последние годы нарастающим итогом:

Индекс инфляции отражает экономическую ситуацию в стране. Для понимания общей картины можно отследить динамику изменения индекса инфляции по годам, индекс потребительских цен.

На Валютном аукционе легко найти где продать валюту, купить доллар или евро. В разделе публикуются обьявления банков, обменных пунктов и черного рынка валют.

На сайте Минфин вы можете отслеживать курс валют, подбирать депозиты в гривнах, долларах и в евро. В каталоге займов вы можете выбрать кредит онлайн среди лучших МФО или кредит наличными в банках. Сравнить ставки на кредиты онлайн в разных МФО Украины можно в разделе Индексов на Minfin.com.ua.

Инфляция в России с начала 2020 года составила 0,5%

Среднесуточный прирост цен с начала февраля текущего года составил 0,03%, в декабре 2019-го он был на уровне 0,012%, а в прошлом феврале – 0,016%.

Согласно данным на основе еженедельной регистрации потребительских цен на 64 вида важнейших товаров и услуг в 282 городах России, за период с 28 января по 3 февраля снизились цены: на яйца куриные – на 2,0%, пшено – на 0,8%, мясо кур – на 0,6%, свинину, сахар-песок и рис шлифованный – на 0,3%, рыбу мороженую, маргарин, чай и печенье – на 0,1%.

Одновременно выросли цены на сыры – на 0,4%, макаронные изделия и крупу гречневую – на 0,3%, консервы мясные, молоко пастеризованное и хлеб – на 0,2%.

Прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 1,6%, в том числе на огурцы – 6,9%, помидоры – 2,3%. В то же время лук репчатый стал дешевле на 0,2%.

Цены на автомобильный бензин не изменились, на дизельное топливо – снизились на 0,1%.

Проезд в метро стал дороже на 2,8%, трамвае – на 2,6%, троллейбусе – на 2,2%, городском автобусе – на 1,8%.

Инфляционные ожидания россиян в январе преимущественно снижались, а потребительские настроения улучшались

Ранее Банк России опубликовал комментарии «Инфляционные ожидания и потребительские настроения», в котором прогнозирует в начале 2020 года дальнейшее снижение годовой инфляции, в том числе за счет выхода из расчета эффекта повышения в начале 2019 года ставки налога на добавленную стоимость (НДС).

С учетом проводимой денежно-кредитной политики Центробанк ожидает годовую инфляция на уровне 3,5–4,0% по итогам нынешнего года и удержания ее вблизи 4% в дальнейшем.

При этом регулятор отметил, что ожидаемая населением инфляция в начале 2020 года снизилась до 8,3% против 9,0% в декабре 2019 года, что указывает на разовый характер ее повышения в конце прошедшего года.

Также в январе было отмечено увеличение потребительских настроений – на 1 п.п., до 95 пунктов. При этом рост на 2 п.п. наблюдался лишь в индексе ожиданий, который вернулся к максимуму с июня 2018 года, а индекс текущего состояния остался без изменения.

Главные причины инфляции в России в 2018 году

В декабре 2018 года индекс потребительских цен в России, по данным Росстата, превысил все официальные прогнозы, увеличившись до 4,3% (в годовом исчислении). А за декабрь инфляция по сравнению с ноябрем выросла на 0,8%, при этом в ноябре рост инфляции составил только 0,5% к октябрю. Однако итоги 2018 года оказались вовсе не такими уж грустными и преподнесли приятный сюрприз: за январь-декабрь 2018 года рост инфляции составил к аналогичному периоду 2017 года только 2,9%, что оказалось ниже значения 2017 года, когда инфляция за год выросла на 3,7%. Ну и теперь с этой официальной цифрой в 2,9% нам придется жить целый год, хотя на фоне роста декабрьской инфляции она выглядит слишком уж оптимистичной.

В декабре прошлого года инфляция скакнула в годовом исчислении из-за роста цен на продовольствие, которые повысились на 4,4% год к году, даже больше, чем цены на непродовольственные товары, включая бензин и стоимость услуг. Лидерами роста по ценам за декабрь в годовом исчислении стали сахар-песок (на 28,3%), яйца куриные (почти на 26%), мясо и птица (на 9,7%). Отметим, что самую сильную динамику роста в декабре за месяц показали яйца, рост цен на которые к ноябрю составил 15,4%.

Причиной подорожания яиц, равно как и мяса птицы, стал рост цен на корма, а сахара – низкая урожайность сахарной свеклы. Но, по всей видимости, такой резкий скачок цен на куриные яйца в декабре стал следствием отложенного повышения цен – на этот продукт цены начали расти только в конце 2018 года, в то время как на ряд других продуктов цены плавно повышались сначала четвертого квартала прошлого года. В то же время за весь 2018 год цены на куриные яйца повысились всего на 2,7%, а на сахар-песок, подсолнечное масло, крупы и макаронные изделия цены, если верить Росстату, даже снизились.

Цены на автомобильный бензин в декабре 2018 года выросли на 9,4% в годовом исчислении, а по сравнению с ноябрем они снизились, как утверждает Росстат, на 0,1%. За весь 2018 год цены на бензин выросли на 9,6%, при этом табачные изделия за год подорожали на 9,7%. В сфере услуг за 2018 год сильнее всего подорожали услуги зарубежного туризма (на 9%) и образования (почти на 8%).

Мы полагаем, что по итогам 2019 года инфляция окажется на уровне, превышающем 5%. А личную инфляцию простой покупатель будет оценивать как минимум вдвое выше.
_________________
Наталья Мильчакова,
Заместитель директора информационно-аналитического центра,
Альпари

Прогноз инфляции / КонсультантПлюс

(прирост цен в %, в среднем за год)

Инфляция (ИПЦ)

продовольственные

непродовольственные

в том числе

услуги организаций ЖКХ

прочие услуги

Обменный курс

Реальные располагаемые доходы населения

 

Инфляция в форсированном сценарии в период с 2016 по 2022 год будет несколько ниже, чем в инновационном — на уровне 4,1% в среднем за год, что будет определяться крайне умеренным ослаблением курса рубля. Вследствие этого динамика роста тарифов на услуги ЖКХ будет более умеренной — 6,9 — 7,1% в год за счет более низкого роста цен на энергоносители, ориентированных на цены мировых рынков в рублевом эквиваленте.

В период 2023 — 2030 гг. инфляция будет выше, чем в инновационном сценарии — 3,2% в год в условиях сохранения умеренного ослабления курса рубля. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (4,1 — 4,3%) будет чуть выше из-за более высокой динамики цен на энергоносители, при этом уровень цен на них будет ниже. Вместе с тем инфляционные риски в форсированном сценарии могут быть более высокими, поскольку сценарий предполагает существенно больший рост денежной массы и потребительского спроса, чем инновационный сценарий.

В условиях консервативного сценария в период с 2016 по 2022 год инфляция будет чуть выше, чем в инновационном сценарии, и составит в среднем 4,8%. В этот период ожидается более значительное ослабление обменного курса, которое будет компенсироваться более умеренным ростом доходов населения.

За период 2023 — 2030 гг. ежегодный рост цен в среднем составит 3% против 2,9% в инновационном и 3,2% в форсированном сценарии. В данном варианте рост тарифов ЖКХ будет выше, чем в инновационном варианте, за счет более высокой динамики цен на энергоносители при практически стабильном курсе рубля, а на рыночные услуги — ниже в связи с более умеренным ростом платежеспособного спроса населения. Рост цен на товары будет практически одинаковым.

Динамика цен производителей в промышленности во всех вариантах в прогнозный период в основном будет определяться конъюнктурой и динамикой мировых цен с учетом обменного курса рубля.

В инвестиционном секторе, включая используемые им материальные ресурсы, основное влияние на динамику цен будет оказывать спрос покупателей, особенно в видах деятельности, производящих неторгуемые товары (работы) при низкой конкуренции импорта.

В капитальном строительстве рост цен будет замедляться на фоне снижения инфляции. На снижении стоимости также будет сказываться укрепление рубля и увеличение доли машин и оборудования в объемах инвестиций.

В консервативном сценарии дефлятор в промышленности будет выше инфляции из-за более высокого роста цен в энергетическом секторе, а также из-за более слабого рубля, чем в инновационном и форсированном вариантах. При этом дефлятор капитальных вложений будет несколько отставать от инфляции (примерно на 0,2 п. п. в среднем за год) на фоне более низкого инвестиционного спроса.

В инновационном сценарии дефлятор инвестиций в целом за период соответствует динамике потребительских цен, а в форсированном на 0,5 п. п. в год превышает инфляцию. Дефлятор промышленного производства в этих сценариях будет ниже инфляции на фоне более крепкого рубля и умеренной динамики цен в энергетическом комплексе.


Открыть полный текст документа

Инфляция в России в мае ускорилась до 6,02% г / г — статистика — Бизнес и экономика

МОСКВА, 7 июня. / ТАСС /. Годовая инфляция в России ускорилась до 6,02% в мае с 5,53% в апреле, сообщила в понедельник Федеральная служба статистики (Росстат). По сравнению с предыдущим месяцем потребительские цены выросли на 0,74%.

Продовольственные товары в мае подорожали на 0,74% по сравнению с апрелем, а в годовом выражении — на 6,6%, непродовольственные товары подорожали на 0,74% и 5,91% соответственно.Стоимость услуг увеличилась на 0,44% в месячном и на 3,11% в годовом выражении.

Ранее министр финансов России Антон Силуанов заявил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), что темпы инфляции в России указывают на «перегрев» экономики, а правительство обеспокоено ростом цен.

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, к концу 2021 года инфляция в стране может превысить прогноз в 4,3%. Минфин обновит прогноз в июле.

Правительство ожидает до конца года инфляцию на уровне 4,5-5%, заявил ранее первый вице-премьер Андрей Белоусов.

По прогнозу ЦБ, инфляция в 2021 году составит 4,7-5,2% и вернется к целевому показателю в 4% в середине 2022 года.

В мае цены на мясо и птицу выросли на 1,26% по сравнению с апрелем и на 7,94% в годовом выражении. По сравнению с апрелем, свекла подорожала на 35,3%, белокочанная капуста на 25,2%, морковь на 18.8%, картофель на 15,4%, лук на 11,3%, виноград на 4,2%.

В среднем плодоовощная продукция подорожала на 2,94%. При этом томаты подешевели на 8,3%, огурцы на 7,9%, бананы на 1,3%, чеснок на 0,3%, грибы на 0,2%.

Гречка подорожала на 2,7%, подсолнечное масло на 1,6%, сахар-песок на 0.3%, а куриные яйца подешевели на 6,8%.

В категории непродовольственных товаров подорожали: хозяйственное мыло на 1,6%, зубные щетки и спички на 1,4%, туалетная бумага на 1,3%, мыло туалетное на 1,1%, бензин, дизельное топливо, подгузники для новорожденных, детские подгузники, стиральные порошки, дезинфицирующие средства, зубная паста, мыло туалетное, влажные и бумажные салфетки, гигиенические салфетки, сухой корм для домашних животных на 0,1-0,9%.

При этом цены на санитарно-гигиенические маски снизились на 4%, на газомоторное топливо на 2.9%, а для дезинфицирующих средств для рук на 0,5%.

В мае цены на проживание в гостиницах выросли на 3,5-11,7%, в хостелах на 4,2%.

В сфере туризма подорожали следующие услуги: экскурсионные туры по России на 3,5%, автобусные экскурсии, билеты в музеи и выставки на 0,8%, театры и кинотеатры на 0,5%. Путевки в ОАЭ на отдых стали дешевле на 11,4%.

Цены на проезд в поездах дальнего следования выросли в 3 раза.1%, для авиаперелетов эконом-классом на 1,6%, для проката автомобилей на 1,5%, для поездок на такси на 1%.

Российская Федерация — данные ОЭСР

Показатель расходов на образование 8 369

Высшее образование
долларов США / студент
2015
Россия

Долларов США / студент

Высшее образование
долларов США / студент
2010-2015 гг.
Россия (красный)

Высшее образование
долларов США / студент
2016
Россия (красный)

Показатель успеваемости по математике (PISA) 490

Мальчики
Средний балл
2018
Россия

Средний балл

Мальчики
Средний балл
2003-2018 гг.
Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный)

Мальчики
Средний балл
2018
Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный)

Показатель чтения (PISA) 466

Мальчики
Средний балл
2018
Россия

Средний балл

Мальчики
Средний балл
2000-2018 гг.
Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный)

Мальчики
Средний балл
2018
Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный)

Показатель научной эффективности (PISA) 477

Мальчики
Средний балл
2018
Россия

Средний балл

Мальчики
Средний балл
2009-2018 гг.
Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный)

Мальчики
Средний балл
2018
Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный)

Молодежь, не имеющая работы, образования или профессиональной подготовки (NEET) Показатель 5.4

Мужчины 15-19 лет
% в той же возрастной группе
2019
Россия

% в той же возрастной группе

Мужчины 15-19 лет
% в той же возрастной группе
2013-2019 гг.
Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный)

Мужчины 15-19 лет
% в той же возрастной группе
2019
Россия (красный), ОЭСР — Средний (черный)

Уровень инфляции в России, 2021 г.

Обзор

Месячный уровень инфляции в России составил 0.69% в июне 2021 года. Это на 0,05 меньше, чем было в мае 2021 года, и на 0,47 больше, чем в июне 2020 года. При этом уровень инфляции с 2021 года до настоящего времени составляет 4,19%, а годовой уровень инфляции — 6,51%.

В 2021 году Россия займет первое место в мире по годовому уровню инфляции.

Как и во многих других странах, инфляция в России рассчитывается на основе индексов потребительских цен (ИПЦ), рассчитываемых с 1991 года, поскольку СССР официально не измерял инфляцию из-за плановой экономики.

Потребительские цены в этом случае представляют собой цены, которые конечный потребитель должен платить за продукт или услугу вместе со всеми налогами и сборами.

Текущий уровень инфляции

Уровень инфляции в июне 2021 года:

(месяц за месяцем, MOM)

0,69%
Уровень инфляции с начала года, с начала года: 4,19%
Уровень инфляции в мае 2021 г., MOM: 0.74%
Уровень инфляции в июне 2020 года, MOM: 0,22%
Уровень инфляции в июне 2020 г., с начала года: 2,63%
Уровень инфляции в 2020 году: 4,91%
Инфляция за последние 12 месяцев:

(год к году, г / г)

6,51%
Уровень инфляции за последние 60 месяцев (5 лет): 22.83%
Инфляция за последние 120 месяцев (10 лет): 82,90%

Уровень инфляции по месяцам рассчитывается только для самого рассматриваемого месяца — с первого до последнего числа этого месяца:

, янв. февраль Мар Апрель Май июн июл августа сентябрь Октябрь ноя декабрь Всего
По месяцам,% 0.67 0,78 0,66 0,58 0,74 0,69 4.19

Годовой уровень инфляции рассчитан за 12 месяцев: 11 месяцев, предшествующих предметному, и сам предметный месяц:

, янв. февраль Мар Апрель Май июн июл августа сентябрь Октябрь ноя декабрь Всего
Год за годом (12 месяцев),% 5.19 5,67 5,78 5,52 6.01 6.51 4.19

Уровень прогрессивной инфляции — это возрастающая инфляция с начала года до даты, которая суммирует темпы с начала календарного года до конца рассматриваемого месяца:

, янв. февраль Мар Апрель Май июн июл августа сентябрь Октябрь ноя декабрь Всего
Прогрессивная (с начала года),% 0.67 1,46 2,12 2,72 3,48 4,19 4.19

Подробнее

Есть больше ресурсов об инфляции в России:

Горячие ссылки и повторное использование графиков

Все графики регулярно обновляются, и на них можно ссылаться и использовать на сторонних веб-сайтах и ​​блогах при определенных условиях. Также диаграммы поддерживают параметры, которые помогают настроить внешний вид диаграмм. Подробную информацию о параметрах и условиях использования см. На странице API графиков.

О данных

Все данные и расчеты основаны на официальных индексах потребительских цен, ежемесячно публикуемых Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации (Росстат).

Данные по инфляции в России публикуются в два этапа: на 4 рабочий день месяца с округлением до одной цифры и более подробные в середине месяца с округлением до двух десятичных знаков.

Последнее обновление:

Инфляция в России — текущий и исторический индекс потребительских цен (ИПЦ) в России

ИПЦ RU последние месяцы

период инфляция
июнь 2021 6.511%
май 2021 г. 6.014%
апрель 2021 г. 5,520%
март 2021 г. 5,782%
февраль 2021 5,666%
январь 2021 5,195%
декабрь 2020 4,912%
ноябрь 2020 4.423%
октябрь 2020 3,978%
сентябрь 2020 3,667%

ИПЦ RU последние годы

период инфляция
июнь 2021 6.511%
июнь 2020 3.212%
июнь 2019 4,662%
июнь 2018 2,299%
июнь 2017 4,352%
июнь 2016 7,483%
июнь 2015 15,287%
июнь 2014 7,800%
июнь 2013 6.883%
июнь 2012 4,297%

Опыт Китая Часть 2

Резюме

Финансовая деятельность — это материальное средство правительства для привлечения финансовых ресурсов, поддержания политической власти и достижения административных целей за счет финансовых доходов и расходов. Сменявшие друг друга администрации извлекали уроки из опыта своих предшественников, изучали финансовые цели правительства в ответ на серьезные экономические и социальные проблемы России и постоянно приспосабливались к меняющейся ситуации.Эти цели включают приватизацию и реформу права собственности (расширение финансовой базы), трансфертные платежи и перераспределение (укрепление государственной основы режима), экономическое регулирование (стимулирование экономического роста, стабильность обменного курса, снижение инфляции и налоговую нейтральность. ) и гарантии финансовой безопасности (баланс бюджета и увеличение резервов), которые с годами постепенно привели к набору относительно стабильных финансовых правил. В первой части анализируется деятельность семи премьер-министров в эпоху Путина.Во второй части исследуется фискальная политика России за последние 20 лет.

Ключевые слова: эпоха Путина, фискальная политика, курсовая политика, финансовые санкции

Приватизация и реформа права собственности . Корректировка налогово-бюджетной политики обычно идет рука об руку с реформой основной экономической системы и механизма страны. 70 лет жесткой системы привели к распаду Советского Союза, а приватизация в 1990-х годах привела к появлению олигархов.Олигархия серьезно повлияла на политическую и экономическую жизнь России. Избежать ошибок прошлых лет, положить конец олигополистической экономике и установить новую систему прав собственности — это неизбежный выбор, который должен сделать В. Путин для государственного управления.

В. Путин провел реформы в системе права собственности и начал внедрять смешанную собственность. Новый «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», вступивший в силу 21 декабря 2001 г., требует, чтобы предприятия в сфере общественных благ, естественных монополий, национальной безопасности и других стратегически значимых секторах оставались в государственной собственности. или государственного контроля и предусматривает новые процедуры продажи государственных активов.В этом законе впервые подчеркиваются равные права всех покупателей государственной и муниципальной собственности, прозрачность деятельности государственных органов и компенсация за любую государственную собственность, переданную физическим или юридическим лицам. Он также предусматривает 10 различных способов приватизации государственной собственности в зависимости от размера и ликвидности предприятий. В 2011 году акции некоторых крупных компаний были возвращены под контроль государства различными способами.Производительность как приватизированных, так и государственных предприятий была повышена за счет реструктуризации предприятий и усиления корпоративного управления. В то же время это также требует предотвращения естественной монополии крупных и государственных предприятий и повышения социальной ответственности предприятий [1].

Трансфертная оплата и перераспределение . Россия — федеративное государство. Административная и финансовая власть федерального правительства и органов местного самоуправления регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и рядом правовых документов.При администрациях М. Фрадкова и В. Зубкова в «Бюджетный кодекс Российской Федерации» и «Налоговый кодекс Российской Федерации» были внесены поправки, учитывающие различные ситуации и задачи тех конкретных периодов, что дополнительно скорректировало отношения между федеральными властями. Правительство и органы местного самоуправления в бюджете и финансах 1 . В результате субъекты федерации получили большую бюджетную автономию, а федеральное правительство использовало трансфертные платежи как инструмент для обеспечения сбалансированного развития регионов и усиления влияния федеральных финансов на развитие на местном уровне [2].

После бурных 1990-х сменяющие друг друга администрации придавали большее значение средствам к существованию людей, увеличивая реальные доходы жителей, уделяя больше внимания проблемам народонаселения, повышая заработную плату и пенсии и усиливая защиту малообеспеченных слоев населения. Чтобы сдержать сокращение численности населения России, Россия выдвинула вопрос о народонаселении на первое место в своей повестке дня. Согласно соответствующим постановлениям правительства, начиная с 2007 года, все российские женщины, имеющие (усыновляющие) второго ребенка, могут получать субсидии в размере до 250 000 рублей от службы безопасности правительства России.Семьи с более чем одним ребенком имеют право на государственную помощь или субсидии.

Регулирование экономики . В области макроконтроля сменяющие друг друга администрации в основном ставили общую цель достижения быстрого экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности, но рост варьировался в разные периоды из-за конкретных условий внутри и за пределами страны.

Налоговый нейтралитет. Налоговые поступления являются источником государственных средств.В. Путин всегда придавал большое значение налоговой работе во время своего пребывания на посту президента и премьер-министра. При Путине два премьер-министра (М. Фрадков и М. Мишустин) были руководителями налогового управления правительства, а один премьер (В. Зубков) — директором ФСФР. Это показывает важность налоговой службы в российской экономике в эпоху Путина. Однако даже с усилением налогообложения, согласно статистике, масштабы «теневой экономики» в России по-прежнему вызывают тревогу, поскольку значительная часть налогов не включена в официальную российскую статистику [3].

Руководствуясь целью уменьшения социального недовольства и содействия экономическому развитию, российское правительство взяло сокращение налогов и расходов в качестве основного принципа. Таким образом, налоговый нейтралитет 2 стал опорой налоговой политики в эпоху Путина. Сменявшие друг друга российские администрации принимали меры по снижению налоговых ставок и расширению налоговой базы для увеличения финансовых ресурсов без ущерба для экономического развития. Что касается государственных расходов, они сократили вложения в национальную экономику и увеличили вложения в средства к существованию людей, чтобы повысить удовлетворенность общества и заручиться большей общественной поддержкой.Однако это также связано с такой философией, что российскому правительству не хватает средств, необходимых для корректировки своей экономической структуры и уменьшения зависимости экономики от экспорта энергоносителей, что частично привело к экономической стагнации в эпоху Путина. .

Стабилизирующий обменный курс. С 1 июля 2006 г. Россия сняла ограничения на движение капитала и ввела свободно плавающий обменный курс рубля, чтобы обеспечить его свободную конвертируемость. Однако поддержание стабильного обменного курса в рамках системы плавающего обменного курса означает, что Центральный банк России должен принимать своевременные меры для обеспечения стабильности обменного курса, используя при необходимости большой объем валютных резервов.

Контроль над инфляцией. Инфляция была очень важной темой в России. Страшная инфляция произошла после распада Советского Союза, что породило множество проблем, таких как социальная нестабильность и снижение поддержки правительства населением. С тех пор успешные российские администрации считали снижение инфляции одной из главных целей управления.

С 2019 года уровень инфляции в России постепенно снижался, что заложило хорошую основу для беспрепятственного принятия конституционной поправки в начале 2020 года ().

В соответствии с четырьмя ограничивающими целями: балансирование бюджета, увеличение курса иностранной валюты, стабилизация обменного курса и снижение инфляции, российское правительство должно увеличить экспорт энергоносителей, чтобы заработать иностранную валюту, когда мировые цены на сырую нефть падают. Таким образом, валютные резервы могут быть сбалансированы, поскольку режим плавающего обменного курса в России требует постоянного использования иностранной валюты для удержания уровня инфляции под контролем.

Достижение быстрого экономического роста. Ввиду своего осознания и традиции быть великой державой, Россия надеялась восстановить свой статус великой державы как можно скорее после рецессии 1990-х годов. В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость достижения быстрого экономического развития при плановых темпах не менее 5% или идеальных 7-8% или даже 10% в год. Еще в 2003 году Путин в своем обращении к нации потребовал, чтобы к 2010 году ВВП был удвоен. «Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2005–2007 годы», разработанная в 2004 году, продолжала делать упор на высокие темпы экономического роста и была ориентирована на то, чтобы догнать наиболее развитые страны, делая высокие темпы роста нормой в среднесрочной перспективе. и долгий срок.

В своем обращении к стране в марте 2018 г. В. Путин поставил задачу вывести Россию в число пяти крупнейших экономик мира в течение шести лет [4]. Первым указом президента, подписанным после того, как В. Путин стал президентом в четвертый раз в мае 2018 года, был «Стратегические задачи и национальные цели развития Российской Федерации до 2024 года», в котором четко говорилось, что «Россия войдет в пятерку ведущих экономик мира». [5]. В начале 2020 года В.В. Путин выразил надежду, что начиная с 2021 года экономика России будет расти на 3% в год, а к 2024 году Россия станет пятой по величине экономикой мира.

После украинского кризиса 2014 года США и европейские страны начали вводить экономические санкции в отношении России. Под тройным ударом структурной рецессии экономики, падения мировых цен на энергоносители и западных санкций ВВП на душу населения в России резко упал вдвое по сравнению с пиковым значением, превышающим 15 000 долларов США в 2013 году. Антикризисные планы были запущены в 2015 и 2016 г., а в 2017–2019 гг. Наблюдался экономический подъем. По оценке правительства России, Россия станет шестой по величине экономикой мира в 2019 году (по паритету покупательной способности), и она может превзойти Германию и стать пятой по величине экономикой в ​​течение следующих 4 лет [6].Однако Covid-19, ценовая война на нефть между Россией, Саудовской Аравией и США в начале 2020 года снова привнесла неопределенность в экономику России.

Обеспечение финансовой безопасности . Что касается финансовой безопасности, российское правительство стремится своевременно увеличивать валютные резервы, корректировать и оптимизировать их структуру, чтобы поддерживать баланс бюджета для обеспечения финансовой безопасности.

Увеличение валютных резервов. С тех пор, как В. Путин вступил в должность, Россия постоянно увеличивала свои валютные резервы, которые в основном поступают за счет экспортных тарифов на энергоносители и некоторых неэнергетических экспортных тарифов. В условиях стремительного роста мировых цен на энергоносители до международного финансового кризиса 2008 года валютные резервы России достигли самого высокого уровня с момента основания новой федерации.

В августе 2006 года, благодаря огромным валютным резервам, Россия досрочно выплатила Парижскому клубу долги советской эпохи на сумму около 22 миллиардов долларов.В 2008 году валютные резервы России достигли 590 миллиардов долларов США, что является рекордным показателем с момента основания новой России. Таким образом, в международном кредитном рейтинге Россия последовательно поднялась на 8 ступеней за короткий период в 6 лет с 2000 по 2006 год с самого низкого уровня (уровень SD, т.е. выборочный дефолт) до инвестиционного уровня (BBB +), при этом инвестиционная среда в России значительно улучшилась. улучшено 3 .

Экономика России сильно пострадала от международного финансового кризиса 2008 года и несколько восстановилась с 2010 по 2012 год.Однако из-за таких факторов, как западные санкции после украинского кризиса, ее экономика снова пришла в упадок. После медленного роста в период с 2017 по 2019 год Россия снова накопила почти 570 миллиардов долларов США валютных резервов к концу 2019 года. Огромные валютные резервы стали важной гарантией для России перед лицом неожиданных событий, которые могут быть приняты. как важное достижение фискальной политики России в эпоху Путина (см.).

Постоянно увеличивая валютные резервы, Правительство России также принимает активные меры по оптимизации структуры валютных резервов.В последние годы доля золота в валютных резервах России постепенно увеличивается (см.).

Источник: Ежемесячная статистика Центрального банка HTTPS: //www.goldorg/goldhub/data/monthly-central-bank-statistics.

В последние годы, особенно с конца 2017 года, Россия ускорила процесс «дедолларизации». Доля казначейских облигаций США в валютных резервах России быстро снизилась. С марта 2018 года по март 2019 года Россия продала почти 87% казначейских облигаций США.В частности, всего за два месяца с марта по май 2018 г. Россия сократила свой объем казначейских облигаций США с 96,1 млрд до 14,9 млрд долларов и вышла из списка основных держателей казначейских облигаций США [7]. Казначейские облигации США в России в начале 2020 года составляли лишь 6% от ее пикового объема (в конце 2019 года этот показатель немного увеличился и составил менее 10 миллиардов долларов США в начале 2020 года). Некоторые аналитики полагают, что Россия, скорее всего, обратится к «нулевому долгу США» (см.).

В то же время Россия активно расширяет валютное сотрудничество с другими странами.К настоящему времени доля евро в торговых расчетах России увеличилась до 42,3%, что очень близко к доле доллара (46,6%). Кроме того, доля юаня в валютных резервах России также значительно увеличивается [8].

Одним из важнейших шагов стало создание стабилизационного фонда 4 . В период пребывания А. Кудрина на посту министра финансов мировые цены на нефть находились в восходящем цикле. Стабилизационный фонд был создан за счет увеличения экспорта сырой нефти, который не только помог России преодолеть международный финансовый кризис 2008 года, но и снова и снова помог ей пережить трудные времена в последующие дни.

Сопровождение сальдо бюджета. После радикальных реформ в 1990-х годах все сменявшие друг друга администрации путинской эпохи в качестве приоритета выбрали финансовую стабильность, а не экономическое развитие. Баланс бюджета стал основной целью российской налогово-бюджетной политики в эпоху Путина и был записан в «Бюджетном кодексе Российской Федерации». Кроме того, когда это позволяли условия, было осуществлено своевременное смягчение налогово-бюджетной политики.

С 2000 по 2008 год наблюдался постоянный профицит бюджета.В 2008 году, когда разразился международный финансовый кризис, бюджетный дефицит Российской Федерации был крупнейшим с момента ее основания. Впоследствии дефицит сократился, и в 2011 году появился краткосрочный профицит бюджета. Однако с 2012 по 2017 год бюджетный дефицит России еще больше ухудшился из-за отсутствия внутреннего стимула экономического роста, падения мировых цен на сырую нефть и западных санкций против России после кризис на Украине. В 2016 году в России был зафиксирован самый большой бюджетный дефицит за последние годы, за которым быстро восстановилось профицитное сальдо.(видеть ).

Источник: Государственный бюджет РФ. Https:// Trading Economics Com / Russia / Government-Budget.

Механизм фискальной политики России . В то время российское общество волновало в целом такие вопросы, как экономическое развитие и социальное обеспечение. Реальность в России требовала, чтобы В. Путин или правящая партия России в то время продвигали реформы и завершили преобразование с небольшими затратами, не вызывая социальных волнений. Шок реформ для средств к существованию людей следует держать под контролем, и в то же время следует осуществлять экономическое развитие [9].В этих обстоятельствах на протяжении всей эпохи Путина у России было много дел, но очень мало вариантов выбора с точки зрения фискальной политики. В. Путин, как президент или премьер-министр, был главным ответственным лицом и лицом, принимающим окончательные решения в отношении налогово-бюджетной политики России. Его политическая воля и решимость, несомненно, сыграли решающую роль в выборе фискальной политики 5 .

Согласно структуре власти, закрепленной в российской конституции, президент отвечает за основные направления политики и стратегии развития, а премьер-министр отвечает за их реализацию.Министр финансов является исполнительным директором Министерства финансов России, который несет особую ответственность за налоговые поступления и расходы, налоговое законодательство, макроэкономическую политику, разработку и выполнение налоговых, финансовых и бухгалтерских правил и положений, международные переговоры по иностранным вопросам. долги и парафирование соответствующих договоров. Он также отвечает за налоговые и налоговые отношения между Российской Федерацией и органами местного самоуправления и крупными государственными предприятиями.

За 20 лет правления Путина было всего три министра финансов, а именно М. Касьянов, А. Кудрин и А. Силуанов.

Финансовая философия М. Касьянова. Касьянов стал первым заместителем премьер-министра при администрации Е. Примакова (11 сентября 1996 г. — 12 мая 1999 г.), в начале 1999 г. — министром финансов при администрации С. Степашина (19 мая 1999 г. — 9 августа 1999 г.) 1999) и продолжил свою службу на посту министра финансов после того, как 9 августа 1999 г. стал премьер-министром В. Путин.Когда В. Путин вступил в должность премьер-министра и исполняющего обязанности президента в январе 2000 г., М. Касьянов был первым заместителем премьер-министра и продолжал руководить Министерством финансов.

Главным достижением Касьянова на посту министра финансов были переговоры с западными странами по иностранным долгам и выпуск российских ценных бумаг. Его мастерство в переговорах сделало его «Лучшим министром финансов Восточной Европы и Центральной Азии в 2000 году», титул, присвоенный известным журналом «Европейская валюта» [10].

В эпоху Путина М. Касьянов занимал пост министра финансов всего девять месяцев, придерживаясь жесткой и бездефицитной фискальной философии. Он руководил составлением первого отчета о бездефицитном бюджетном бюджете новой России. Бездефицитный бюджет означает, что, когда правительство не уверено в будущей экономике, оно должно жить по средствам во время экономического спада.

Финансовая философия А. Кудрина. Кудрин был важной фигурой, оказавшей влияние на фискальную политику России в эпоху Путина 6 .Он в основном отвечал за правительственные прогнозы внутреннего и внешнего социально-экономического развития, формулировал национальную экономическую стратегию, фискальную и экономическую политику и осуществлял соответствующие национальные планы, а также кредитную и налоговую политику и т.д. 2000 — сентябрь 2011 г.), он выступал за построение свободного рынка, оптимизацию инвестиционной среды, поощрение частных инвестиций, снятие ограничений на потоки капитала и принятие жестких мер в отношении внутренних офшорных механизмов 7 .Он взял на себя обязательство провести налоговые и бюджетные реформы в области макро-контроля, веря в низкую инфляцию, низкий дефицит и идею «строгой экономии, даже когда ящик полон». Он выступал за сокращение расходов на оборону и за прекращение приоритетного внимания геополитических расходов. Он выразил несогласие с некоторыми инфраструктурными проектами и нацпроектами, и однажды Путину пришлось лично «просить у него денег» на эти проекты. В налогово-бюджетной и социальной политике он заботился о средствах к существованию людей, поддерживал повышение пенсий и одобрил инвестиции в здравоохранение и образование, чтобы у людей были более продолжительные рабочие годы и необходимые трудовые навыки [11, 12].

Стоит отметить, что благодаря предложению Кудрина и его настоянию на том, чтобы российское правительство сначала выплатило огромный внешний долг огромной суммой полученных нефтедолларов, Россия стала одной из стран с самым низким уровнем внешнего долга среди крупнейших экономик России. мир, который улучшил международный статус России и инвестиционный климат. Кудрин также призвал к созданию стабилизационного фонда в России, который, хотя и подвергался критике со стороны многих вначале, стал стабилизатором для российской экономики во время международного финансового кризиса 2008 года.Когда в 2008 году разразился международный финансовый кризис, России повезло с хорошо подготовленным стабилизационным фондом и относительно легким бременем внешнего долга (составлявшего всего 8% ВВП). Если бы Россия не создала заранее стабилизационный фонд и не выплатила внешний долг, России было бы трудно выдержать удар последующих кризисов.

Кроме того, в ответ на западные санкции Кудрин выступал за продолжение развития экономических и торговых отношений с Западом и поддерживал валютный своп и расчеты с Китаем в местной валюте.

Финансовая философия А. Силуанова. Самым важным достижением Силуанова на посту министра финансов в эпоху Путина было то, что он провел Россию через экономический кризис с 2014 по 2015 год с минимальными затратами. Кроме того, во время своего пребывания в должности он начал разрешать частные инвестиции в государственные облигации. В 2017 году начал выпускать государственные облигации (ОФЗ-Н) резидентам 8 . Он поддержал разработку системы электронных государственных облигаций (Э-Бюджет) для повышения прозрачности.В 2018 году Минфин начал подавать в Госдуму финансовые отчеты в цифровом формате.

Силуанов выступал за улучшение инвестиционной среды, свободу движения капитала, строгий контроль финансовых рисков и отказ от увеличения внутреннего спроса за счет бюджетного дефицита. В области макроэкономической политики он считал, что экономике необходимы «целенаправленные» денежно-кредитные и фискальные стимулы. Его фискальная философия была более консервативной, призывая к осторожному использованию резервных фондов во время западных санкций.Чтобы справиться с трудностями, с которыми столкнулась российская экономика в результате санкций, он даже предложил отложить выход на пенсию, чтобы уменьшить финансовое бремя.

Сравнивая фискальную политику трех российских министров финансов, мы видим, что, когда М. Касьянов вступил в должность, Россия только что пережила финансовый кризис 1998 года, и мировые цены на сырую нефть начали расти. Поэтому Касьянов выступал за сокращение расходов, жизнь по средствам и стремление к бездефицитному финансированию.Во время президентства А. Кудрина Россия очень быстро накопила огромное количество нефтедолларов, когда мировые цены на энергоносители росли. Кудрин сохранял осторожную позицию при относительно благоприятных условиях. Когда в 2008 году разразился международный финансовый кризис, Россия смогла безопасно преодолеть трудности. Россия столкнулась с тройным кризисом: снижением мировых цен на энергоносители, структурными проблемами экономики и западными санкциями. Силуанов был полон решимости развивать экономику, улучшать условия жизни людей и увеличивать уровень поддержки со стороны правительства России.Во время его пребывания на посту министра финансов роль фискальной политики была очень ограниченной, но почти 570 миллиардов долларов США было накоплено в валютных резервах с оптимизированной структурой (что отражено в уменьшении доли долларов США и увеличении доли золота в евро. и другие международные валюты), что сделало Россию лучше подготовленной к новому кризису ценовой войны на нефть в начале 2020 года 9 .

Философия, принятая тремя министрами финансов в разные периоды, в целом отражала финансовое и экономическое положение России в эпоху Путина.Все они последовательно проводили консервативную и жесткую фискальную политику, которая помогла России преодолеть многие кризисы. Однако чрезмерно сбалансированная фискальная политика была несколько консервативной для президента Путина, чьей стратегией было построение могущественной и процветающей России. Из-за этой консервативной и жесткой фискальной политики противоборствующая сторона раскритиковала Путина, заявив, что под его наблюдением российская экономика находится в ловушке стагнации.

Заключение . Анализируя эволюцию налогово-бюджетной политики России под наблюдением Путина, мы можем обнаружить очевидную преемственность и особенности этой конкретной эпохи в финансовой философии, выборе политики и стратегическом направлении России.Как гласит китайская пословица, можно опираться на чужой опыт и совершенствоваться. Автор считает, что анализ этих философий и мер может стать источником вдохновения для Китая.

В целом внешняя среда экономического развития России в эпоху Путина была сложной и меняющейся. В начале 2000 года экономика России начала медленно восстанавливаться, а в период с 2006 по 2008 год она продемонстрировала двузначный рост, что сделало Россию «стабильным островом мировой экономики». После удара международного финансового кризиса 2008 года и западных санкций с 2014 года экономика России смогла замедлить рост в период с 2015 по 2019 год, и в 2020 году ей нанесла еще один серьезный удар в результате беспрецедентной ценовой войны на нефть.Если посмотреть на всю путинскую эпоху, за исключением короткого периода стабильности и развития, все остальное время было полно суматохи и неопределенности. Как развивать экономику в условиях растущей нестабильности и неопределенности — проблема, на которой все страны должны сосредоточиться в будущем.

В эпоху Путина стремление к быстрому экономическому развитию всегда было в центре внимания российской стратегии развития, чтобы реализовать российскую мечту о построении могущественной страны. Еще в 2003 году Путин предлагал удвоить ВВП России в течение 10 лет.Когда экономика России занимала «нет». Седьмая страна в мире, Путин поставил новую цель — сделать ее «пятой по величине в мире» 10 . Достижение высоких темпов экономического развития было общей стратегической целью эпохи Путина, а финансовая политика России, направленная на создание внутренней социальной стабильности и мирной внешней среды, является главной мерой и важным инструментом для обеспечения реализации этой стратегической цели. Поскольку Россия все еще находится в особом переходном периоде, поддержание социальной стабильности и экономического развития является предпосылкой для принятия любых мер по реформе.Следовательно, фискальная политика и меры Путина должны осуществляться постепенно и осмотрительно, с учетом как рынка, так и эффективности.

Минфин России контролирует ресурсы федерального правительства. Правительство использует экономические рычаги для эффективного управления макроэкономическими операциями, устанавливает основной принцип поддержания долгосрочного баланса в федеральном бюджете и исследует новую модель адаптивных финансовых отношений между федеральным правительством и местными органами власти.Правительство компенсирует провал рынка путем принятия мер вмешательства в некоторых областях и способствует модернизации промышленности и международной конкурентоспособности посредством промышленной политики, а не напрямую вмешивается в корпоративный бизнес. Он извлекает уроки из прошлого и не выбирает ни жесткую экономическую систему, ни радикально свободную рыночную экономику, а гибкий и практический подход, четко разделяющий финансовую власть и административную власть правительства и сосредоточенный на макроконтроле.

Основная цель налогово-бюджетной политики — увеличение доходов и сокращение расходов. Главный источник бюджетных доходов России в эпоху Путина — это экспорт нефти. Если мировая цена на нефть или спрос упадут, бюджетные доходы России резко упадут, и произойдет финансовый кризис. В российском правительстве это прекрасно понимают, но исправить это за короткий промежуток времени сложно. Что касается сокращения бюджетных расходов, сменяющие друг друга российские администрации пытались сократить свои административные расходы и увеличить инвестиции в производство.Но большая часть инвестиций в конечном итоге направляется в секторы, которые могут приносить быстрый доход, такие как энергетика, полезные ископаемые, сельское хозяйство, потребительские товары и т. Д., А инвестиций в строительство инфраструктуры и науку и технологии все еще недостаточно. Это привело к нарастанию «голландской болезни» со все более несбалансированной экономической структурой.

Ввиду того, что в эпоху Путина Россия все еще находится в процессе трансформации, правительство прибегло к снижению налогов как к средству стимулирования экономического роста.Сменявшие друг друга администрации последовательно вносили коррективы в налоговую систему и налоговое законодательство. Путем внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации и упрощения налоговой системы правительство сократило категории налогов, снизило налоговую ставку, расширило налоговую базу 11 , повысило собираемость налогов и сократило субсидии. Эти меры способствовали снижению налогового бремени предприятий, повышению экономической жизнеспособности, активизации инвестиционной деятельности, увеличению накопления капитала предприятий, расширению воспроизводства и улучшению инвестиционного климата в России.

В ходе реформы системы социального обеспечения российское правительство много раз пыталось сбалансировать рыночную эффективность и социальную справедливость, коренным образом реформировать старую систему пенсионного страхования, отменить единый социальный налог, предоставить больше предпочтений ветеранам и инвалидам, повысить финансовую безопасность, предоставляемую государством, монетизировать социальные услуги, увеличить капиталовложения и инвестиции в оборудование, а также улучшить медицинскую систему и механизм управления, добавив больше медицинских точек и повысив качество медицинских услуг.

С тех пор, как Путин пришел к власти, опираясь на политику своего предшественника и учитывая текущую ситуацию в экономике России, он принял более консервативную фискальную политику и проводил ее в жизнь на протяжении всей эпохи, усиливая макроэкономический контроль при сохранении сбалансированности бюджет. Валютные резервы (стабилизационный фонд) помогли России преодолеть многие трудности. Система плавающего обменного курса дала России определенную степень гибкости для смягчения международного воздействия.Поддерживаемый низкий уровень инфляции обеспечил стабильность российского общества и высокий уровень поддержки Путина. Именно благодаря совокупному действию вышеперечисленных факторов российская экономика вышла из хаоса 1990-х годов. Однако именно из-за консервативной фискальной политики России не удалось построить диверсифицированную экономику, основанную на науке и технологиях, отсюда и неспособность реализовать долгожданную научно-техническую модернизацию и, как следствие, медленное экономическое развитие в России. .

реальных доходов в России | Россия имеет значение

Частично верно. По данным Московской Высшей школы экономики, из двух официально рассчитываемых в России видов реальных доходов физических лиц как реальные денежные доходы, так и реальные располагаемые доходы сократились в 2014–2018 годах. Однако, согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) на момент подачи иска, с 2014 по 2018 год ежегодно снижались только реальные располагаемые доходы.Данные Росстата, опубликованные Минэкономразвития России, показывают, что реальные денежные доходы выросли в 2018 году, что противоречит приведенному выше утверждению. (Проверка фактов проведена в ноябре 2019 г.)

Источник претензии: The Financial Times ( август 2019 )

Авторы статьи FT не указали ни источник своих данных, ни то, как они определяли реальный доход. Наш поиск в национальных и международных источниках социально-экономической статистики по России выявил множественные ссылки на два типа реальных доходов: i.е., доходы с поправкой на инфляцию — рассчитываются для физических лиц: реальные денежные доходы 1 ( реальные денежные доходы ) и реальные располагаемые доходы ( реальные располагаемые доходы ). Один из этих источников действительно обнаружил снижение реальных денежных доходов за пять предыдущих лет: в выпуске бюллетеня «Комментарии о государстве и бизнесе» от 4 сентября 2019 г. Центр развития института НИУ ВШЭ. включил диаграмму, переведенную и скопированную ниже (Диаграмма 1), с собственными расчетами реальных денежных доходов, которые показали снижение в 2014–2018 годах (ни одна точка данных не опускается выше нуля).Однако важно отметить, что выводы центра были опубликованы после публикации заявления FT. Автор бюллетеня Светлана Мисихина отмечает, что эти цифры были рассчитаны по «старой» методике Росстата, которая весной 2019 года была заменена новой.

Диаграмма 1

Сложнее найти цифры реальных денежных доходов из источников в российском правительстве. Росстат только в этом году начал публиковать этот показатель на ежеквартальной основе, а Министерство экономического развития, которое курирует агентство, опубликовало ретроспективные данные о реальных денежных доходах за 2016–2018 годы в августе (см. Диаграмму ниже).Согласно этим расчетам, основанным на данных Росстата, реальные денежные доходы упали в 2016 году на 4,5 процента, в 2017 году — на 0,7 процента, но выросли в 2018 году на 1,1 процента. (По данным Росстата за 2019 год, реальные денежные доходы снизились на 0,4 процента в январе-июне по сравнению с первым полугодием 2018 года, но выросли на 0,9 процента в январе-сентябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.)

До 2019 года основной статистикой дохода с поправкой на инфляцию, измеряемой и сообщаемой Росстатом, был не реальный денежный доход, а реальный располагаемый доход, который представляет собой доход с поправкой на инфляцию после «обязательных платежей», таких как продукты питания, жилье и налоги. 2 Эта традиция четко отразилась в работе журналистов: за полгода до заявления FT различные авторитетные русскоязычные СМИ, в том числе РБК, Ведомости и Русская служба Би-би-си, публиковали статьи с заголовками о том, что «реальные доходы россиян» (или просто «доходы») падают пятый год подряд. Хотя российские статьи действительно относились к статистике «реального располагаемого дохода» ниже, их заголовки и вступительные абзацы предполагают, что эти два статистических термина использовались почти как взаимозаменяемые.Возможно, FT просто сделала то же самое, не указав, что «реальные доходы» на самом деле означают «реальные располагаемые доходы»? 3

В любом случае утверждение о том, что реальные располагаемые доходы россиян сокращались пять лет подряд, было бы правильным летом 2019 года. В июне Росстат опубликовал данные (см. Диаграмму 2 ниже), свидетельствующие о том, что реальные располагаемые доходы населения снизились. каждый год с 2014 по 2018 год, в том числе падение на 0,1% в 2018 году.4 информационных бюллетеня показали ту же линию тренда. Официальные данные, опубликованные совсем недавно, в октябре 2019 года (после заявления FT), указывают на небольшой рост в 2018 году — как для пересмотренных реальных располагаемых доходов, так и для нового показателя реального дохода. Это, казалось, соответствовало восприятию некоторыми экономистами реальности на местах, но неясно, явились ли изменения результатом новых эконометрических данных или методологических корректировок.

Диаграмма 2

Источники: Росстат (6/2019) , Росстат (10/2019) и Минэкономразвития .

Данные международных организаций мало что дают о реальных доходах в России. Банк данных Международного валютного фонда не предоставляет данных о доходах на уровне отдельных лиц или домохозяйств, а в страновом отчете МВФ по России за август 2019 года говорится только о том, что «доход на душу населения» снизился «по сравнению с новыми государствами-членами ЕС… в последние годы», без предоставление любых цифр. Ситуация во Всемирном банке аналогична: хотя организация собирает надежные данные о неравенстве, показатели реального дохода отдельных лиц и домохозяйств не входят в число показателей в ее банке данных.Организация экономического сотрудничества и развития собрала статистические данные о располагаемом доходе домашних хозяйств в России, но это не показатель с поправкой на инфляцию, и самые последние доступные данные относятся к 2015 году, когда ОЭСР зарегистрировала снижение на 7,1 процента после трех лет роста.

Для дальнейшего контекста, Росстат был предметом некоторых дискуссий в последние несколько лет после того, как в 2017 году был возвращен под контроль Министерства экономики. Критики утверждают, что статистическое агентство сталкивается с извращенными стимулами для выполнения статистических уловок, работая под управлением министерства. перед ним стоит задача повышения экономических показателей — у которого перспективы традиционно более радужные, чем у Министерства финансов.Например, в начале этого года Росстат столкнулся с шквалом критики за утверждение о том, что в 2018 году экономика росла самыми быстрыми темпами за шесть лет. ) достигла впечатляющих 3 процентов, а экономика в целом выросла на 1,7 процента, что снова вызывает скептицизм у экономистов и наблюдателей за российской экономикой. Хотя трудно быть уверенным в статистике доходов в России, нет никаких сомнений в том, что в обозримом будущем потребуется проверка фактов для большего числа таких данных.

Сноски:

1 Денежный доход ( денежный доход ) по определению официального статистического агентства России не включает льготы, предоставляемые работодателем, такие как страхование; В США показатели личного дохода включают такие добавки. В России услуги, предоставляемые работодателем, включаются в показатель, называемый «валовым доходом домохозяйства» ( валовой доход домашних хозяйств, ).

2 В США располагаемый личный доход определяется просто как доход после уплаты налогов, без вычета расходов на предметы первой необходимости, такие как жилье и еда.Федеральный резервный банк Сент-Луиса преобразует статистику Бюро экономического анализа США в полезные сравнительные диаграммы реальных располагаемых личных доходов.

3 28 июня 2019 года редакция Financial Times сделала аналогичное заявление, написав, что «реальные доходы населения [в России] падают пять лет подряд». В статье от 22 ноября 2019 года московский корреспондент газеты написал, что «реальные доходы [в России] падают уже шестой год».

Цены на бензин в России останутся замороженными до середины 2019 года

Правительство России решило продлить соглашение с нефтяными компаниями о регулировании цен на бензин в стране.Таким образом, цены на топливо будут заморожены до конца июня, сообщил замминистра РФ Дмитрий Козак. Он также сообщил, что в настоящее время правительство работает над законопроектом о введении лицензий на нефтепродукты. Несмотря на предыдущие декларации, после его вступления в силу власти будут вынуждены отказаться от ранее заключенных контрактов с производителями нефти, поскольку существующие механизмы регулирования цен оказывают негативное влияние на рынок.

ИСТОЧНИК: GAZPROM-NEFT.RU

Цены на бензин в России начали резко расти весной 2018 года, что было связано с падением курса российской валюты и повышением цен на нефть на мировых рынках.Хотя в июне правительство и нефтяные компании заключили сделку, направленную на борьбу с дальнейшим ростом цен, они начали расти только через три месяца. В конечном итоге они были заморожены 1 ноября 2018 года после встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с представителями нефтяных компаний. В середине ноября 2018 года правительство и нефтяные компании в конечном итоге позволили стабилизировать цены на бензин. По условиям сделки предприятия обязались поддерживать тарифы на газ до конца 2018 года на том же уровне, что и в мае и июне того же года, при этом индексируя их в соответствии со среднегодовым уровнем инфляции к марту 2019 года.При этом оптовые цены на газ упали на 12 000 рублей за тонну ниже экспортной альтернативы. Это произошло из-за того, что нефтяные компании ожидали увеличения общих продаж на 3 процента в 2019 году по сравнению с 2018 годом. Чтобы предотвратить дальнейшее повышение цен, государственные органы разработали механизм, в соответствии с которым они обязались компенсировать нефтяным компаниям часть разница между высокими экспортными и низкими внутренними ценами, в то время как фирмы будут возвращать часть своей прибыли в государственный бюджет, если российские цены превысят ожидаемые экспортные.

В декабре 2018 года судоходные компании, поставщики топлива и розничные торговцы направили Дмитрию Медведеву совместное письмо, в котором они предостерегли от повышения цен на основные товары в результате замораживания цен на бензин. По их словам, нефтяные компании стремятся компенсировать все убытки, причиненные замораживанием розничных цен, повышением цен для бизнес-клиентов, чья последующая деятельность привела к повышению цен на их собственные продукты и услуги. Например, в ноябре некоторые судоходные компании пожаловались на решение «Газпромнефти» отменить все скидки.На Российском инвестиционном форуме в середине февраля 2019 года Дмитрий Козак заявил, что правительство сделает все возможное, чтобы выйти из механизма принудительного регулирования. Российские власти объявили о своем плане работы над новым инструментом, направленным на противодействие росту цен, что возможно благодаря введению разрешительной документации на нефтепродукты. После принятия новый механизм потребует от компаний, производящих нефтепродукты, сделать приоритетными поставки на внутренний рынок. Если компании будут выполнять требования, они получат лицензию, дающую им право экспортировать нефтепродукты за границу.Правительство намерено обсудить механизм как с нефтяными компаниями, так и с государствами-членами Евразийского экономического сообщества. Затем законопроект будет представлен в парламент, при этом предыдущая сделка будет действовать до тех пор, пока проект не будет окончательно принят. Правительство дало согласие на продление контракта до второго квартала 2019 года, прежде чем будет внедрен новый механизм, который, вероятно, побудит власти продлить урегулирование на третий квартал, если возникнет угроза дальнейшего повышения.

Все тексты, опубликованные Фондом Варшавского института, могут быть распространены при условии указания их происхождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *