Ставка ключевая цб рф сегодня: ЦБ РФ сохранил ключевую ставку на уровне 4,25% годовых | Новости | Известия
В Сбербанке допустили повышение ключевой ставки Центробанка уже в пятницу
МОСКВА, 15 мар — ПРАЙМ. Банк России с высокой долей вероятности может повысить ключевую ставку на 0,25 процентного пункта — до 4,5% годовых уже в пятницу, считает глава SberCIB Investment Research Ярослав Лисоволик.
Нефть растет, рубль падает: что будет с курсом к началу лета
«Мы видим достаточно высокую вероятность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании ЦБ в марте (на 0,25 процентного пункта) и в течение второго квартала», — сказал он журналистам.
Лисоволик отметил, что этому способствуют рост рыночных ставок в развитых странах, прежде всего в американских казначейских облигациях, и усиление инфляционных рисков в мире и в России.
«Повышение ставок не окажет существенного эффекта на экономическую активность в условиях восстановления роста российский и мировой экономики. При этом волатильность в обменном курсе рубля умеренная, в условиях значительного роста цен на нефть с начала года у рубля скорее больше потенциал для укрепления в предстоящие месяцы», — подчеркнул эксперт.
Банк России в прошлом году для борьбы с последствиями пандемии коронавируса впервые использовал стимулирующую денежно-кредитную политику, доведя ставку до исторического минимума в 4,25% годовых. Однако ослабление рубля и оживление спроса после снятия части «коронавирусных» ограничений начали разгонять инфляцию, и в сентябре регулятор был вынужден поставить цикл смягчения на паузу.
На первом заседании в текущем году на фоне разогнавшейся инфляции ЦБ в четвертый раз подряд сохранил ключевую ставку и ужесточил сигнал по будущим действиям: теперь будет определять сроки и темпы возврата к нейтральной денежно-кредитной политике. Таким образом, курс был взят на повышение ставки. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в феврале заявила, что регулятор в 2021-2023 годах будет возвращать ставку в нейтральный диапазон 5-6%, при этом в текущем году политика будет оставаться мягкой. При этом она уточнила РИА Новости, что ЦБ не исключает повышения ставки уже в 2021 году при восстановлении экономики.
Экономисты оценили вероятность быстрого повышения ключевой ставки :: Финансы :: РБК
Решение ЦБ будет принимать на фоне продолжающего роста цен, превышающего таргет в 4%: в феврале инфляция ускорилась до 5,7% после 5,2% в январе. Инфляционные ожидания населения в феврале снизились на 0,6%, до 9,9%, но пока далеки от нижней границы исторического диапазона инфляционных ожиданий (8–10,5%). Основной вклад в рост цен по-прежнему вносит подорожание продовольственных товаров.
Возможно ли повышение ставки уже в пятницу
Читайте на РБК Pro
В истории с повышением ставки смущает то, что снижение с уровня 5,5%, который считается серединой нейтрального интервала, произошло только летом 2020 года, замечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Это слишком короткий цикл монетарной политики, поэтому Центробанку, исходя просто из репутационных соображений, было бы важно переходить к повышению ставки все-таки постепенно», — считает экономист. ЦБ в прошлом году из-за кризиса, вызванного пандемией, проводил контрциклическую политику, снизив ставку за год в общей сложности с 6,25 до 4,25%. До 5,5% ставка была снижена в апреле 2020 года и продержалась на таком уровне до июня, когда была снижена до 4,5%.
Кроме того, рост ВВП в первом квартале 2021 года будет либо нулевым, либо отрицательным, что не способствует повышению ставок, добавляет Орлова. «Но, исходя из контекста, нельзя совершенно исключать, что повышение в марте не начнется. Вероятность повышения можно оценить в 30%», — говорит она.
Если ЦБ примет решение о повышении ставки 19 марта, то это будет реакция на текущие негативные сюрпризы по инфляции — ее пик в этом году выше ожиданий, рассуждает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. «При этом долгосрочные инфляционные ожидания населения и рынка стабилизируются. Если ЦБ исходит из того, что текущее ускорение инфляции временное, и ожидает возврата инфляции к 4% в обозримом будущем, то в повышении ставки нет срочности», — добавляет он и оценивает вероятность повышения ставки уже в марте в 50%.
Набиуллина объявила о завершении цикла снижения ставок
Возможно, с учетом последних инфляционных данных и пока комфортных ожиданий по экономике ЦБ уже принял решение, что нет смысла ждать и превентивные повышения нужны уже сейчас, говорит директор по инвестициям компании «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой. «Рынки уже к этому готовы, поэтому для них повышение ставки в пятницу будет относительно безболезненным», — замечает он.
Экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков трактует заявления руководителей Банка России так, что «на этом заседании все же траектория повышения ставки будет только обсуждаться». Прошло очень мало времени с предыдущего февральского заседания, чтобы в полной мере оценить профиль восстановления экономики, указывает он.
«Если ЦБ в декабре считал, что ускорение продовольственной инфляции не является проблемой, не ясно, почему это стало проблемой в феврале. Это излишне сильное изменение риторики за один месяц, что и отражает дестабилизацию настроений рынка», — предупреждает Орлова. Инфляция ускоряется с октября, в ноябре она превысила таргет в 4%, при этом в декабре ЦБ все еще указывал, что «будет оценивать дальнейшее развитие ситуации и наличие потенциала дополнительного снижения ключевой ставки». Центральный банк в феврале повысил прогноз по инфляции до 3,7–4,2% на 2021 год, и пока она не начала замедляться. По оценке Исакова, это произойдет в апреле-мае, хотя к началу осени она может вырасти за счет окончания эффекта высокой базы.
На сколько ЦБ может повысить ставку в этом году
Текущую ситуацию можно сравнивать с предыдущим периодом повышения ставки в 2018 году, полагает Исаков. Тогда Банк России дважды, в сентябре и декабре, поднимал ее на фоне рисков ускорения цен из-за повышения НДС с 2019 года, оба раза — на 0,25 п.п. «Мы ждем начала повышения в апреле на 0,25 п.п. и продолжения цикла в июле на 0,25 п.п. В основном время повышения определяется профилем инфляции и тем, что в 2018 году Банк России предпочитал повышать ставку постепенно и на опорных заседаниях (в рамках цикла полного пересмотра своих прогнозов по инфляции)», — объясняет экономист.
Схожей позиции придерживаются западные инвестбанки: Citibank ожидает двух повышений ставки на опорных заседаниях на 0,25 п.п. Это связано с тем, что в последнее время Банк России не смог правильно предугадать динамику инфляции, написал в обзоре аналитик Citi Иван Чакаров. Morgan Stanley ждет двух повышений на 0,25 п.п. начиная с третьего квартала 2021 года, но «риски сдвигаются в сторону более ранней даты первого повышения», отмечается в обзоре инвестбанка.
Главный экономист «Ренессанс Капитала» Софья Донец прогнозирует, что ЦБ оставит ставку без изменений 19 марта, но продолжит готовить рынок к началу ее повышения летом. «Мы ожидаем три повышения в этом году: в июне, июле и сентябре. Это окно принятия решений о повышении ставки, когда риск третьей волны коронавируса будет уже пройден, но замедление роста продовольственных цен, которое снизит инфляцию, еще не начнется», — говорит она. Таким образом, по ее оценкам, ЦБ успеет повысить ставку с 4,25 до 5%.
Цикл повышения может начаться в апреле, если инфляция по итогам марта или в начале апреля достигнет 6%, допускает Донец. Вероятность такого сценария она оценивает в 30%, вероятность повышения ставки уже в марте экономист считает нулевой.
В долгосрочной перспективе повышение ставки до диапазона 5–6% пока не так очевидно, замечает Дмитрий Долгин. «Понятно желание ЦБ выглядеть сейчас очень жестким на фоне ускорения инфляции, но один из компонентов такого жесткого взгляда — это ожидание достаточно активного восстановления российской экономики, что спорно», — обращает он внимание. Долгин ожидает двух повышений в этом году на 0,25 п.п. на опорных заседаниях в апреле и июле.
Основная проблема заключается в том, что ЦБ никогда не проходил путь возврата от мягкой политики к жесткой и нейтральной, поэтому перед ним стоит сложная задача соблюсти баланс рисков, указывает Дмитрий Полевой. Он прогнозирует повышение ставки уже в апреле.
Банковские аналитики ждут повышения ключевой ставки Банка России до 5% к концу года
Ключевая ставка Банка России (белая линия) и потребительская инфляция (голубая линия). Источник: Bloomberg
Ключевая ставка может достичь 5% к концу 2021 года после ее повышения в пятницу на 25 б.п., говорится в обзоре Citi.
Принятое в пятницу решение было объяснено сохранением устойчивого инфляционного давления и повышенными инфляционными ожиданиями на фоне начала восстановления экономики, пишет в обзоре главный экономист по России Иван Чакаров.
«Жизненно важно, что ЦБР больше не ожидает возвращения инфляции к цели 4% к концу года, и теперь прогнозирует, что это произойдет только в первой половине 2022 года», — отметил эксперт.
Повышение ставки еще на 100 б.п. до конца года будет возможно только в случае экстремальных значений по инфляции, росту ВВП и цен на нефть, подчеркивают в Citi.
Жесткий комментарий Центрбанка РФ дает сигнал к дополнительному повышению ключевой ставки, говорится в обзоре Альфа-Банка, опубликованном в пятницу.
«В пресс-релизе ЦБ явно звучит намерение продолжить повышение ключевой процентной ставки, ожидаем еще одного повышения на 25 б.п. на заседании 23 апреля», — пишут аналитики Наталия Орлова и Анна Киюцевская.
«С учетом коммуникации», к концу 3 квартала ставка может вырасти до 5% годовых
Центробанк может сохранить ставку на уровне 4,75–5,0% к концу этого года или повысить ее до 5,25%, если ФРС объявит о более раннем, чем ожидается, монетарном ужесточении.
Решение ЦБ в значительной степени принято под влиянием санкционного давления на рубль и повышения ключевых ставок на этой неделе в Турции и Бразилии
«Риторика регулятора подразумевает ужесточение ДКП более быстрыми, чем мы прогнозировали ранее, темпами», — говорится в обзоре Газпромбанка после заседания ЦБР.
Несмотря на ожидаемое замедление инфляции, регулятор прогнозирует возврат экономики на доковидную траекторию роста в этом году, пишет главный экономист Сергей Коныгин. Это означает более ранний переход к нейтральной политике.
MarketSnapshot — Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
ING ждет четыре повышения ставки Банка России в этом и следующем году
ЦБ РФ повысил ключевую ставку. Что будет с ипотекой?
«Перспектива 24»
В субботу, 27 марта, на «Ипотечной субботе» вы получите информацию от первых лиц: ведущих специалистов в ипотеке банков — Сбера, ВТБ, Газпромбанка, Промсвязьбанка, банка «Открытие» и Россельхозбанка. Одновременно специалисты федерального оператора недвижимости «Перспектива 24» предложат вам все варианты квартир Томска.
20 марта Центральный Банк РФ повысил ключевую ставку на 0.25%, впервые с 2018 года, что неминуемо приведет к повышению ипотеки и отмене некоторых льготных программ. Предлагаем вам не оттягивать решение квартирного вопроса и быстро получить одобрение ипотеки и зафиксировать минимальную ставку.
Вам не нужно ездить по офисам банков — в этот день все будут здесь, на «Ипотечной субботе». 27 марта вы можете оформить заявку на ипотеку в шесть банков — в одном окне! Вы получаете возможность:⠀
-
успеть воспользоваться ипотекой с господдержкой (программа поддержки ипотеки, которая действует при покупке квартиры у застройщика). Актуальные ставки по этой программе: Сбербанк — 6,1 %*;⠀банк «Открытие» — 5,85 %*;⠀Промсвязьбанк — 5,85 %*;⠀ВТБ — 6,1 %*;⠀Газпромбанк — 5,9 %*;⠀
-
выгодно реализовать материнский капитал;
-
получить федеральную скидку на ипотеку;
-
получить сельскую ипотеку 2,7 %*;
-
успеть зафиксировать минимальную ставку для вторичного жилья 7,4 %*;
-
узнать о предстоящем старте продаж на новый жилой комплекс.
Не теряйте времени, приходите за квартирой мечты на «Ипотечную субботу» — сэкономьте на ипотеке дважды.
Когда: 27 марта (суббота), 10:00-15:00.
Где: город Томск, улица Никитина, 20.
Телефон: 230-300.
*Более подробную информацию можно получить по телефону 230-300
В Минфине считают неизбежным рост процентных ставок
Фото: Пресс-служба Государственной Думы
Рост процентных ставок в России неизбежен, заявил замглавы Минфина Алексей Моисеев на Всероссийской банковской конференции. По его словам, для многих повышение ключевой ставки стало «холодным душем», сообщает ТАСС.
«Давайте все примем эту очевидность о том, что ставки будут расти. И это неизбежно. Может быть, они будут расти и до 5%, и до 6% — мы этого не знаем, но диапазон задан во всех официальных документах Центрального банка. В любом случае это будет выше, чем сейчас. Это то, что должны все понимать», — сказал Моисеев.
Потенциальный рост банковских ставок связан с ужесточением денежно-кредитной политики Банком России по итогам заседания совета директоров 19 марта. На фоне роста потребительских цен и инфляционных ожиданий бизнеса регулятор впервые с декабря 2018 года повысил ключевую ставку на 0,25 процентных пункта до 4,5 процента.
По словам председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, если бы мегарегулятор отложил такое решение на следующие заседания совета директоров, то в дальнейшем пришлось бы предпринимать более резкие шаги в отношении ставки. Ключевая ставка Банка России является одним из инструментов денежно-кредитной политики Регулятора: ее повышение приводит к росту банковских ставок по кредитам и снижению инфляции.
Пока инфляция складывается выше прогноза регулятора: в феврале годовой темп прироста потребительских цен увеличился до 5,7% и, по оценкам на 15 марта, составил 5,8%. По прогнозу ЦБ, годовая инфляция достигнет своего максимума в марте и будет снижаться. Банк России рассчитывает, что с учётом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернётся к цели Банка России (около 4%) в первой половине 2022 года и в дальнейшем останется на этом уровне.
Для многих, отметил Моисееев, повышение ключевой ставки стало «холодным душем». «Я, честно говоря, признателен Центральному банку, что ставка немного подросла, чтобы люди немного встряхнулись и подумали, что вообще-то никто не шутит», — подчеркнул Алексей Моисеев.
Центральный банк России поднял ключевую ставку. Ипотека подорожает?
На минувшей неделе Центробанк впервые с 2018 года повысил ключевую ставку на 25 базисных пункта, до 4,50% годовых. До этого момента он четыре раза сохранял ставку на уровне 4,25%.
Попробуем разобраться, что будет происходить на рынке недвижимости с помощью экспертов. Чего ждать, к чему готовиться, на что рассчитывать тем, кто планировал операции с недвижимостью на ближайшую перспективу?
Эти и другие вопросы мы адресовали генеральному директору Центра недвижимости и права «Огни Самары» Юлии Овечкиной.
— ЦБ завершил цикл снижения ставки, и в долгосрочной перспективе ипотека будет дорожать. Это значит, что в ближайшее время повысятся ставки по кредитам как на вторичном рынке, так и в рамках льготной программы.
В последнее время на ипотечные ставки в большей степени влияла государственная льготная программа кредитования при покупке новостроек у девелоперов. Процентные ставки по ипотеке снижались, что вызвало рост объемов ипотечного кредитования и привело к повышению стоимости жилья.
Что будет с ценами на жилье теперь? В краткосрочной перспективе влияние повышения ключевой ставки до 4,5% на рынок недвижимости будет незначительным, так как главным драйвером рынка ипотеки служит льготная программа. Спрос на жилье в Самарском регионе пока еще сохраняется, цены на вторичное жилье перестали расти, а стоимость квадратных метров строящегося жилья растет в геометрической прогрессии.
Ожидать явного снижения стоимости жилья в первой половине года не стоит. Если во втором полугодии будет наблюдаться тенденция к спаду спроса, то цены будут корректироваться.
После 1 июля 2021 будет принято решение по льготной ипотеке. В случае продления государственной программы мы увидим дальнейший перегрев рынка недвижимости.
Если программа в первом полугодии завершится, то застройщики будут вынуждены остановить повышение цен.
Решение ЦБ уже в ближайшей перспективе приведет к охлаждению спроса на рынке недвижимости и к снижению цен. Сейчас рынок максимально перегрет: новостройки достигли рекордной стоимости, из-за этого полностью нивелировалась цель повышения доступности жилья для населения, так как из-за роста цен выгода от низких ставок исчезла.
Если вы планируете покупку недвижимости с использованием средств ипотечного кредитования, то вам следует поторопиться, пока ставки остаются на прежнем уровне.
Так как снижение стоимости жилья будет происходить медленно, а ставки в ближайшее время повысятся, вы будете вынуждены покупать жилье по высоким ценам и повышенным ставкам. В случае, если вы планируете покупать жилье с использованием собственных средств, то можно не торопиться и подождать корректировки цен.
Обращайтесь в «Огни Самары», мы сможем быстро и по выгодным ставкам оформить ипотечный кредит. Бесплатно проконсультируем по любому жилищному вопросу.
Телефон +7 (846) 214 01 84
Сайт «Огни Самары»
ЦБ снизил ключевую ставку до 5,5% — Реальное время
ЦБ планирует продолжить снижение ключевой ставки после снятия ограничительных мер с экономики
Фото: Банк России / YouTube
Совет директоров ЦБ принял решение снизить ключевую ставку регулятора до 5,5% годовых. Это самый низкий показатель с 2014 года. Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина рассказала на пресс-конференции, что будет с ключевой ставкой позже, почему ЦБ был против простой раздачи денег населению, почему не было Это будет не новый банковский кризис, и то, что прогнозировал Банк России в ближайшем будущем.
Ставка будет снижаться, когда откроется экономика.
Совет директоров принял решение снизить ключевую ставку на 50 базисных пунктов до 5,50% годовых 24 апреля, сообщил Центробанк. Затем, как обычно, глава Банка России выступил перед прессой, подробно прокомментировав это решение, объяснив логику действий регулятора по смягчению денежно-кредитной политики для финансового рынка. Эльвира Набиуллина прямо заявила, что сделан решительный шаг «к переходу к более мягкой денежно-кредитной политике».По ее словам, ЦБ допустил возможность дальнейшего снижения ключевой ставки — до 4,5%, если ситуация будет развиваться согласно обновленному базовому прогнозу Банка России, и когда экономика избавится от давления противоэпидемиологических санкции.
Глава ЦБ пояснил, что курс на дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики был необходим для стимулирования спроса, который на данный момент практически рухнул. «Нет особого смысла стимулировать сейчас, когда есть предложение (примечание редактора: когда предприятия не работают и не производят товары)», — сказала она.Глава ЦБ дал понять, что после выхода из кризиса придется сильно стимулировать спрос — до конца года ожидалось серьезное падение.
Вопрос о том, когда экономика снова заработает, оставался открытым. Потому что сегодня никто не может предположить, как пандемия будет развиваться дальше. По словам Эльвиры Набиуллиной, неуверенность в том, когда ключевая ставка снова снизится, объясняется тем, что в будущем могут быть «новые вспышки волатильности на мировых финансовых рынках».Тем не менее, она тщательно предполагала, что экономика может открыться во втором квартале.
Деньги на вертолеты просто взорвут инфляцию, а деньги граждан просто обесценится из-за синхронного роста цен, считает она. Фото: Илья Репин
Если ЦБ печатает деньги и раздает их …
Глава ЦБ по-прежнему против идеи массовой раздачи денег населению. По ее мнению, это не спасет граждан, а ухудшит и без того непростую экономическую ситуацию.По ее мнению, деньги на вертолеты просто взорвут инфляцию, а деньги граждан просто обесценится из-за синхронного роста цен.
«С вертолета денег никто не проливал, хотя во многих странах об этом говорят. Если мы представим, что мы как Центральный банк будем печатать деньги и раздавать их по нулевой ставке, к чему это приведет? » она сделала паузу. «Я помню 90-е годы. Это приведет к взрыву инфляции, и людям, которые получат эти банкноты, будет сложно что-то купить », — сказала она.По ее словам, задача Центробанка — сберечь сбережения граждан, поэтому принимаются меры по сдерживанию инфляции на уровне 4% в год.
Что касается инфляции, Набиуллина отметила, что ЦБ видит риск отклонения от цели в 4% в 2021 году и в среднесрочной перспективе. «По нашим оценкам, необходима более мягкая денежно-кредитная политика для поддержания прогнозируемой годовой инфляции на уровне около 4%. Падение внутреннего и внешнего спроса в этом году существенно сдержит инфляцию, что создает риски ее существенного отклонения вниз в 2021 году в среднесрочной перспективе без дополнительных мер денежно-кредитной политики », — сказала она.
ЦБ прогнозирует существенное замедление роста розничного кредитования. Фото: Олег Тихонов
Банковского кризиса нет
Несколько авторитетных СМИ одновременно спросили, допустил ли ЦБ повторение банковского кризиса. «Нет», — категорически ответил председатель Банка России.
«Банковский кризис в России в нынешних условиях невозможен. И банкам не понадобится поддержка государства ».
Глава ЦБ пояснил, что, с одной стороны, пандемия не могла не повлиять на ситуацию банков: количество активов сократилось, реструктуризация кредитов снизит комиссионные доходы.С другой стороны, банковский капитал в последние годы был накоплен, а регулятивные уступки сейчас будут очень серьезными. «Буфер капитала банков составляет 5 трлн рублей. Это необходимо для поглощения потерь. Они могут растягиваться во времени », — добавила она и обозначила источник выживания банковского сектора.
В то же время ЦБ прогнозирует существенное замедление темпов розничного кредитования. По ее оценке, потребительские кредиты сократятся на 5%, автокредиты — на 10%. В то время как ипотечные кредиты будут расти, прогнозирует регулятор — в основном благодаря льготной ипотечной программе под 6,5% годовых.«Спрос со стороны населения снизился, но и банки начали осторожно приступать к выдаче кредитов», — заключила Набиуллина.
Эльвира Набиуллина особо остановилась на беспроцентных кредитах на выплату заработной платы, которые неохотно выдаются банками.
«Их темп низкий, и это настораживает», — сказала она, отвечая на вопросы журналистов. По ее словам, выходом может стать более длительная гарантия Внешэкономбанка. Сейчас ВЭБ покрывает 75% кредитов, остальные 25% — банки.«Они боятся рискнуть, чтобы не накопить проблемные кредиты за плечами», — пояснила она и призвала региональные банки активнее подключиться к этой программе.
Сейчас 75% кредитов покрывает ВЭБ, остальные 25% — банки. Фото: вэб.рф
Мы избежим рецессии, если третий квартал будет лучше, чем второй
Регулятор прогнозирует, что спад экономики России во втором квартале 2020 года может составить 8%. «Мы думаем, что основное падение ВВП, главный удар будет во втором квартале.По нашим текущим оценкам, во втором квартале ВВП может снизиться до 8%. Но потом экономика начнет постепенно восстанавливаться, поэтому третий квартал будет лучше второго, четвертый будет третьим », — сказала Набиуллина.
Рецессии можно избежать, если восстановление начнется в третьем квартале. А объявленные правительством России меры экономической поддержки стран позволят снизить падение ВВП на 2%.
«Исследование их влияния на ВВП будет уточняться в зависимости от эффективности этих мер.Наша временная оценка сейчас такова, что уже объявленные меры поддерживают ВВП на уровне 2% », — сказала она и добавила, что без государственной поддержки снижение экономического роста было бы более глубоким. Сокращение экспорта, объем которого сократится на 10-15% в 2020 году, внесет наибольший вклад в снижение ВВП России. Восстановление экономики ожидается в 2021 году, когда ВВП вырастет на 3,5%, и на 1,5-2% в 2022 году.
Луиза Игнатьева
Татарстан
В России процентная ставка повышена до 17%
МОСКВА. У России появился новый враг: валютные рынки.
Правительство России ведет тотальную борьбу за сохранение курса рубля перед лицом резкого падения цен на нефть и западных санкций в связи с украинским кризисом. Сделав самый смелый шаг, чтобы остановить кровотечение, Центральный банк России объявил о потрясающем повышении процентных ставок посреди ночи.
Его основная депозитная ставка сейчас составляет 17 процентов, по сравнению с 10,5 процента, когда российские банки закрылись в понедельник. Повышение ставки, одно из самых крупных, когда-либо объявленных центральным банком, перекликается с радикальными мерами, принятыми во время кризиса 1998 года, когда Россия объявила дефолт по своему долгу и девальвировала рубль.
Вопрос в том, успокоит ли рынок этот шаг, объявленный на веб-сайте центрального банка в 1 час ночи в России. Если этого не произойдет, инвесторы могут рассматривать повышение ставок как признак растущего беспорядка.
Некоторые экономисты обеспокоены тем, что Россия сейчас застряла в трясине стагфляции или высокой инфляции и низких темпов роста. Правительство ожидает, что к концу этого года инфляция составит 10 или более процентов, а в следующем году в стране начнется рецессия.
Беспокоит то, что россияне скупают дорогостоящие товары по мере обесценивания рубля, превращая сбережения в потребительские товары, чтобы их сбережения не обесценились.В магазинах бытовой техники в Москве были запущены холодильники, стиральные машины и телевизоры.
Стратегия повышения ставки проста. Центральный банк, возглавляемый Эльвирой Набиуллиной, надеется, что значительное повышение ставок побудит российских физических лиц, компании и банки хранить сбережения в рублях, а не переводить их в доллары. Он также направлен на то, чтобы помочь сдерживать инфляцию.
«Это решение направлено на ограничение существенно возросших рисков обесценивания рубля и инфляции», — говорится в заявлении центрального банка.
Но неожиданное повышение ставки также подчеркивает ограниченные возможности для российских политиков. В этом году центральный банк потратил не менее 75 миллиардов долларов на поддержку рубля, но без особого эффекта.
В понедельник рубль снова упал более чем на 10 процентов, примерно до 64 за доллар. С начала 2014 года рубль потерял почти половину своей стоимости.
Алексей Л. Кудрин, бывший министр финансов России, которому многие приписывают помощь в преодолении финансового кризиса 2008 года, убедив президента Владимира В.Путин, чтобы укрепить суверенные резервы, сказал, что неравномерная политика усугубляет эрозию доверия. «Падение рубля и фондового рынка — это не только реакция на снижение цен на нефть и санкции, но и недоверие к экономическим мерам правительства», — написал Кудрин в Twitter.
Центральный банк находится в трудном положении. Есть надежда, что за счет стабилизации стоимости валюты повышение процентной ставки уменьшит чувство финансовой паники и быстрого оттока денег.В этом году россияне вывели из страны более 100 миллиардов долларов капитала.
Но это повышение может также задушить рост российской экономики, уже страдающей от падения цен на нефть. Нефть и природный газ составляют около 60 процентов экспортных поступлений России.
Ранее в понедельник российский центральный банк заявил, что ожидает, что экономика страны сократится на 4,5 процента в 2015 году, если средняя цена на нефть составит 60 долларов за баррель. Нефть сейчас колеблется около этого уровня.
Центральный банк стремился поддерживать низкие ставки для поддержки деловой активности и роста.К повышению ставок он перешел только весной прошлого года после того, как украинский кризис оказал дополнительное давление на рубль.
С тех пор центральный банк неуклонно повышал ставки относительно небольшими приращениями. Буквально в прошлый четверг он повысил ставки до 10,5 процента с 9,5 процента.
Ночные события, казалось, застали врасплох даже опытных рыночных обозревателей. Российские информационные агентства, близкие к правительству, описали это необычно запыхавшимися словами.
Отметив «стремительное обвал рубля», агентство «Интерфакс» заявило, что центральный банк пошел на «экстренные меры», оставив далеко позади самые радикальные предположения аналитиков.
Аналитики считают, что повышение ставки может стать последней мерой российского правительства, которое попытается сдержать падение курса национальной валюты без принятия мер контроля над потоком капитала или других более масштабных мер по удержанию денег в стране.
«Если сегодняшние меры не помогут остановить обвал рубля, высока вероятность того, что политика будет отклоняться в более неортодоксальном направлении», — сказал Александр Климент, аналитик Eurasia Group, в исследовательской записке. «Некоторые высшие советники Путина открыто враждебно настроены против повышения рейтингов.”
Постпандемическое восстановление: экономика России и переход к устойчивому социально-экономическому развитию
Аннотация—
В статье рассматриваются и оцениваются изменения в российской экономике, вызванные эпидемией нового коронавируса. Анализируются ключевые сдерживающие факторы развития экономики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Представлены основные стратегии действий и комплекс мер экономической политики по усилению потенциала экономического роста в России.Обоснованы источники и инструменты финансирования экономического роста в современных условиях.
Преодоление социально-экономических последствий пандемии вируса COVID-19. Масштаб потрясений в мировой и российской экономике позволяет рассматривать их как глобальный катаклизм, сопоставимый с военным кризисом [1, 2]. Карантинные меры, которые применялись в большинстве стран мира [3], в том числе в России, позволили снизить смертность от пандемии и вовремя распределить нагрузку на систему здравоохранения, но за это приходится расплачиваться серьезным экономическим спадом. [4].В России по итогам 2020 года падение ВВП может превысить 5%, количество бедных может увеличиться с 18 млн до 20–21 млн человек. В этих условиях обостряются все проблемы и ограничения развития, накопившиеся в российской экономике за последнее десятилетие (подробнее см .: [5]).
С 2013 года экономика России находится в состоянии стагнации, что имеет как внутренние, так и внешние причины. Среднегодовой темп роста ВВП в 2016–2019 гг. Составил всего 0.8%, что привело к падению реальных располагаемых денежных доходов населения до уровня 2011 года. В условиях кризиса 2020 года эта проблема обострилась. Ситуация усугубляется долгосрочной тенденцией к сокращению численности населения трудоспособного возраста и новой депопуляцией, начавшейся в 2018 году, неопределенностью динамики цен на углеводороды, продолжающимся действием санкций развитых стран против России и последствиями для В нашей стране возможно сокращение мировой экономики [6, 7].
Современный кризис принес новые потери и испытания, но в то же время создал «окно возможностей» не только для восстановления, но и для перехода к оздоровлению экономики, решения проблем, накопившихся за предыдущее десятилетие. Установившиеся низкие цены на углеводороды вынуждают искать пути формирования экономики нового типа, способной развиваться и обеспечивать высокий уровень доходов не за счет естественной и рыночной ренты, а за счет наукоемкого, высокопроизводительного и энергоэффективного производства. .Переход к новой социально-инновационно-экологической модели экономического развития становится единственно возможной альтернативой стагнации и ослаблению позиций России в мире [6]. Сейчас нужны не столько целенаправленное проектирование и меры стимулирования, сколько систематическая политика экономического прорыва и социального обновления.
Меры по переходу к восстановлению экономики и преодолению последствий пандемии и шока на мировых товарных рынках. Меры, принятые правительством, включая Национальный план действий по восстановлению занятости и доходов населения, экономическому росту и долгосрочным структурным изменениям, помогут сократить падение ВВП в 2020 году на 1.0–1,5 п.п. и поддерживают реальные доходы населения. Однако этих мер недостаточно для нейтрализации большей части кризисных потерь и перехода к устойчивому экономическому росту (таблица 1).
Таблица 1. Динамика компонентов ВВП в инерционном сценарии развития экономики в 2020–2023 гг., Рост%
Комплекс принимаемых мер «стоит» около 2,0–2,4% ВВП и в разы уступает относительным масштабам антикризисных мер ведущих экономик мира и антикризисной программы в России в 2009 г. (таблица 2).Несмотря на текущие и планируемые действия, рост экономики России в ближайшее время не превысит 3% в год, что будет ниже ожидаемой мировой динамики.
Таблица 2. Затраты на реализацию антикризисных программ в 2008–2009 и 2020 годах,% от ВВП
Для восстановления экономики и ее перехода к активному восстановлению необходимы более масштабные стимулирующие меры на уровне 5–8% ВВП. , что означает необходимость изменения бюджетного правила и приостановления его современной версии.В экономике есть необходимые средства. Потребуется использовать значительную часть средств ФНБ и увеличить внутренний долг (включая гарантии) до 18–20% ВВП.
Есть основания полагать, что темпы падения промышленного производства в конце 2020 года могут быть меньше ожидаемого снижения ВВП, что позволяет использовать реальный сектор экономики как драйвер восстановления экономической деятельность, способствующая повышению эффективности мер поддержки и модернизации структуры экономики России.В этих условиях для предприятий реального сектора экономики ключевыми параметрами восстановления активности будет не прямая поддержка, а параметры спроса, как внутреннего, так и внешнего.
Заявленные действия по прямой поддержке доходов граждан уже реализуются и дадут эффект. Однако не обязательно полагаться на такую поддержку, чтобы запустить полномасштабный восстановительный рост.
Уникальность нынешнего кризиса заключается в том, что он наиболее осложнил положение той части населения, которая имеет средний уровень доходов и не занята в госсекторе.Это люди, которые работают в основном в сфере услуг и до кризиса демонстрировали большой спрос на товары длительного пользования, гостиничные и ресторанные услуги, пользовались воздушным и железнодорожным транспортом.
Восстановить их спрос можно только при одном условии — широкомасштабном запуске экономического роста. Увеличив прибыльность реального сектора, можно рассчитывать на устойчивое восстановление в сфере услуг, где работает большинство граждан со средним уровнем дохода.
Два направления являются ключевыми. Первый , обеспечивающий базовый спрос через систему госзакупок на федеральные, региональные и муниципальные услуги. Вторая , субсидирующая ссуды на приобретение населением товаров длительного пользования отечественного производства и ипотеки. Также важно перезапустить инвестиционный цикл, решив накопившиеся инфраструктурные проблемы. Большой эффект могут иметь программы ликвидации аварийного жилищного фонда, модернизации коммунальных сетей не только в крупных, но и в средних и малых городах России.
Эффективной структурной перестройке экономики в период посткризисного восстановления должна способствовать реконфигурация системы национальных проектов за счет перераспределения средств как для обеспечения спроса на продукцию конкурентоспособных отраслей, так и для увеличения инвестиций в развитие технологий и человеческого потенциала. столица.
Российская экономика будет долгое время работать в новых, более тяжелых и относительно худших условиях, чем раньше, с меньшими бюджетными ресурсами.При этом сохраняется преемственность в решении задач, которые были поставлены в конце прошлого десятилетия. Основными остающимися задачами являются: повышение уровня и качества жизни населения на основе технологической модернизации базового ядра российской экономики, развитие высокотехнологичных производств и создание современной экономики знаний и здоровья.
Изменение конъюнктуры мировых товарных рынков с большой вероятностью потребует новых решений относительно развития сырьевых секторов российской экономики, в том числе в рамках налоговой системы, регулирования цен, формирования современных институтов развития и т. Д.Ключевым направлением воздействия сырьевого сектора на экономический рост должно стать увеличение спроса на высокотехнологичную отечественную продукцию [9].
Промышленное развитие требует перераспределения ресурсов в пользу тех секторов экономики, которые имеют наибольший потенциал роста в среднесрочной перспективе. Необходима поддержка технологической реструктуризации в сферах деятельности, имеющих решающее значение для будущего российской экономики: микроэлектронике, фармацевтике и инвестиционном машиностроении.
Развитие человеческого капитала и повышение уровня научно-технического развития требуют перераспределения государственных расходов в области образования, здравоохранения, исследований и разработок.Исходя из этого, должны измениться требования к создаваемым рабочим местам и уровню оплаты труда. Основной целью среднесрочной экономической политики должно стать значительное повышение уровня благосостояния всех слоев населения. .
Структурные реформы и стимулы, критически важные для возобновления устойчивого экономического роста. Национальные проекты, утвержденные в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «Новые предложения по ускорению экономического роста», сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января. Намеченные Правительством России меры по посткризисному восстановлению экономики, 2020, безусловно, необходимы и способны поддержать развитие экономики в посткризисный период.Однако этих мер недостаточно для обеспечения устойчивого социально-экономического развития со стратегической точки зрения. Существующие национальные проекты не могут увеличить среднесрочные темпы роста ВВП более чем на 0,6 п.п., а этого недостаточно, чтобы опередить глобальную динамику развития.
Стабильность и динамизм развития экономики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет обеспечиваться комплексом структурных преобразований, направленных на: 1) ускоренное развитие человеческого капитала, современной экономики знаний и здоровья; 2) технологический рост экономики России и формирование инновационной конкурентоспособной экономики мирового уровня; 3) социально ориентированное развитие экономики и переход к благополучию общества, отвечающего стандартам развитых стран.
В рамках данного комплекса структурных преобразований, помимо развития существующих инструментов государственного управления социально-экономическим развитием и в целях мобилизации основного драйвера социально-экономического развития, инвестиций в человеческий капитал и технологического перевооружения экономики, предлагается следующее.
Во-первых, , необходимо провести реконфигурацию (переформатирование) существующих государственных программ и пакета национальных проектов, направленных на качественное усиление и усиление государственной поддержки роли экономики знаний (НИОКР, образование, информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение).В то же время, исходя из уроков пандемического кризиса 2020 года и долгосрочной тенденции роста связанных с ним биосоциальных рисков, приоритет в этой поддержке должен быть отдан сектору здравоохранения (в самом широком смысле), в том числе: фундаментальная медицина и биомедицина, прикладные исследования и разработка медицинского оборудования и технологий, в том числе биотехнологии и ИКТ, а также образование и подготовка медицинского персонала.
В связи с этим необходимо увеличить финансирование здравоохранения и всей сферы экономики знаний, которых в России 2.В 5–3 раза меньше ведущих экономик мира по доле в ВВП. При этом с 2020–2025 гг. Увеличить долю инвестиций в ВВП (%): в здравоохранение с 5,1 до 6–6,5, НИОКР с 1,1 до 1,7; образование с 4 до 5,5, ИКТ с 3,9 до 4,9–5,8 соответственно, что потребует ежегодно не менее 2 трлн руб., или 13% роста общего объема инвестиций в экономику знаний в целом и обеспечит прирост вклад этой сферы от 14 до 18–20%. Опережающие темпы роста инвестиций в сферу экономики знаний и в развитие человеческого капитала в целом являются необходимым условием обеспечения эффективности вложений в модернизацию экономики и социальной стабильности. .
Кроме того, принципиально важно поднять статус ученого и исследователя, в том числе специалистов в области комплекса гуманитарных наук, роль которых заключается в оценке, прогнозировании и противодействии текущим и возникающим угрозам здоровью и благополучию человека. -бытие — для того, чтобы устойчивое развитие экономики и общества, национальной безопасности в целом только росло.
Во-вторых, предлагается разработать и принять две комплексные программы, связанные с технологической модернизацией хозяйственного комплекса страны и формированием инновационной конкурентоспособной национальной экономики.
(1) Технологическая модернизация основных секторов реального сектора. Проблемы развития российской экономики и сохраняющиеся тенденции стагнации основаны на технологическом отставании, прежде всего в базовых секторах реального сектора, а также в инфраструктуре [10].Решение проблем ее обновления в значительной степени покрывается комплексным планом развития основной инфраструктуры, действующим в рамках национальных проектов. В центре внимания спецпроекта должна быть модернизация реального сектора экономики для решения ключевой задачи обновления на современной технологической основе двух третей основных фондов в ближайшие 15 лет. Это позволит в 3 раза повысить производительность труда, вдвое снизить энергоемкость производства и максимально приблизиться к эффективности в развитых странах.
Расчеты показывают, что не менее двух третей от общего текущего объема инвестиций в основной капитал должно быть направлено на решение задачи технологического обновления с необходимым ежегодным приростом инвестиций не менее 10%. При этом доля затрат на машины и оборудование, особенно энергоэффективное, должна постепенно увеличиваться в структуре инвестиций в основной капитал, использование которых позволит снизить производственные затраты, повысить качество и обновить ассортимент продукции, снизить нагрузку на окружающую среду и улучшить окружающую среду и качество жизни в целом.
(2) Ускоренное развитие новых высокотехнологичных производств. Долю высокотехнологичных производств в экономике страны в ближайшие 15 лет необходимо увеличить в три-четыре раза, создав поток доходов, сопоставимый с доходами от добычи нефти и газа. Речь идет о высокотехнологичных отраслях машиностроения, производстве полупроводников и компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологиях, приборостроении, современных медицинских приборах и оборудовании, фармацевтике, генетических и биологических технологиях, современных синтетических материалах и высокотехнологичной химии, космические и ядерные технологии, топливные элементы, использование квантовых технологий и искусственного интеллекта.
Особое внимание следует уделять развитию «зеленых» технологий и экологически чистых производств: в энергетике и промышленности, включая разработку и производство экологического оборудования (вода, воздух, обработка отходов) и экологически чистых транспортных средств; в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе с применением зеленых стандартов жилых и производственных помещений, а также современных технологий деревянного домостроения [11]. В сельскохозяйственном секторе особое внимание следует уделять отбору климатически устойчивых сортов растений, производству биодобавок и биологических средств защиты растений и животных; комплексные минеральные удобрения; органические продукты и др.Зеленые технологии — это не только и не столько альтернативные виды энергии, сколько эффективное использование и капитализация природных преимуществ России в виде водных, лесных, почвенных ресурсов, ценность которых и конкуренция за их владение в мире будут только усиливаться.
Целесообразно увеличить среднегодовые темпы роста высокотехнологичных производств в ближайшие 2–4 года в среднем до 15%. Емкость внутреннего рынка позволяет решить эту проблему. Для ее реализации необходимо сформулировать согласованную бизнесом и государством программу, которая опиралась бы на государственные договоренности с национальными корпорациями и предполагала софинансирование научно-исследовательских и инженерных работ.
В процессе социально ориентированного развития экономики России, предполагающего переход к обществу благополучия, отвечающему стандартам развитых стран, необходимо продолжать концентрироваться на борьбе с бедностью и поддержании уровня жизни населения. пенсионеры; повышение уровня оплаты труда в бюджетной сфере, прежде всего в науке, образовании и здравоохранении; формирование равных условий труда для высококвалифицированных работников бюджетной сферы в различных регионах страны.К 2024 году необходимо повысить уровень пенсий с 32% средней заработной платы до 40%, а в перспективе — 60–70%, допустив досрочный выход на пенсию в возрасте 55–60 лет. Для работающих в России легальных мигрантов необходимы специальные меры социальной защиты, которые должны обеспечивать достойные условия для их работы и жизни [12]. Учитывая остроту проблемы безработицы, которая обострилась в период кризиса и, видимо, после выхода из него, целесообразно повысить уровень пособия по безработице до прожиточного минимума.В перспективе, по мере улучшения экономики, необходимо создать условия для гарантированного получения всеми гражданами России части национальной природной и экономической ренты или базового социального дохода.
Источники дополнительного финансирования инвестиций в основной капитал и развитие человеческого потенциала страны. Недостаток инвестиций в экономику России «соседствует» с избыточными сбережениями бизнеса, государства и населения. Хотя в борьбе с текущим кризисом государственные резервы будут частично использоваться для финансирования текущего бюджетного дефицита, резервы бизнеса и населения будут сокращены, они останутся мощным потенциальным источником финансирования долгосрочных стратегических проектов, основанных на принципах доходности. .
Крупным дополнительным источником инвестиций может стать часть свободной ликвидности российских банков (более трех триллионов рублей) , использование которой приведет к увеличению доли инвестиционного кредита в активах банка . Около 60–70% всей банковской системы России сегодня — это государственные банки или банки, находящиеся под контролем государства. Только у Сбербанка активы более 30 трлн рублей, что в 1,5 раза больше федерального бюджета. Государственные банки могут увеличить инвестиционные ссуды как минимум в три раза.
Ссуды на создание новых мощностей, в первую очередь в сфере высокотехнологичных производств, должны быть не более 1,5% годовых в реальном выражении с учетом средней доходности инвестиций на эти цели 10–12 лет. Для коммерческих инфраструктурных проектов со сроком окупаемости 20–25 лет процент по инвестиционному кредиту должен быть снижен до практически нулевой реальной ставки. Такие финансовые условия могут быть обеспечены только мощной системой институтов развития, которая потребует значительной капитализации и повышения степени сопряженности и направленности их деятельности на стратегическую программу и проектные задачи государства.
Важным условием реализации дополнительных и существующих национальных проектов является продолжение снижения ключевой ставки ЦБ до 1% в реальном выражении (после окончания пандемического шока) .
До этого инвестиционные кредиты могли предоставляться по проектам национальных программ под 3–5% годовых в номинальном выражении, уплачивали банкам часть процентной ставки за счет государственного бюджета. По нашим оценкам, на это потребуется 300–500 млрд рублей ежегодно, что на государственном уровне недостаточно.Указанные средства могут быть мобилизованы бюджетом за счет замены прямого бюджетного финансирования национальной экономики долгом .
Настало время для формирования в России мощных небанковских фондов «длинных денег» и развитого финансового рынка (пенсионные фонды, страховые компании, гарантийные инструменты, рынок корпоративных облигаций, акций и других долговых инструментов) по примеру других стран мира.
Государство может увеличить свой долг и предоставить эти заемные средства в виде дополнительного инвестиционного кредита .Внешний долг в размере до 60% ВВП во всем мире считается вполне приемлемым (при установлении конкретных границ увеличения долговой нагрузки). Такой высокий уровень внешнего долга России не нужен, но до 30–40% ВВП в долгосрочной перспективе его можно постепенно увеличивать, тем самым ускоряя темпы экономического роста и благосостояния людей.
Необходимы серьезные реформы во внутренней системе государственных финансов, в первую очередь в направлении последовательного снижения на налогового бремени для эффективного ведения бизнеса, придав налоговой системе не только фискальную, но и стимулирующую и перераспределительную функцию .
Предприятия, осуществляющие масштабную модернизацию и участвующие в национальных проектах, должны быть освобождены от налогообложения в рамках льготы по инвестиционному налогу, т.е. предоставить им налоговую льготу . Тогда они будут заинтересованы в увеличении своей прибыли и вложении значительной ее части в инвестиции. По оценкам, эта мера может дать не менее 1 трлн рублей дополнительных инвестиций в год.
Также необходимо пересмотреть амортизационную политику, сократив сроки амортизации на 1.5–2 раза по . Это увеличит амортизационный фонд, что увеличит инвестиции еще на 1 трлн рублей в год и послужит дополнительным стимулом для обновления оборудования и машин.
Следует иметь в виду, что инвестиции в человеческий капитал увеличивают потенциал экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Развитие человеческого капитала невозможно без увеличения частных инвестиций, основным ограничением которых является низкий уровень доходов большей части населения.В связи с этим было бы целесообразно рассмотреть меры по увеличению доходов как ключевую часть плана по увеличению инвестиций в человеческий потенциал.
На пути к инвестициям и экономическому росту всегда будут возникать препятствия, в первую очередь административные. Чтобы удалить их, нужно быть готовым к серьезным институциональным и структурным преобразованиям . Прежде всего, необходимо обеспечить эффективную правовую защиту всех правовых форм предпринимательской деятельности, а также защитить право предпринимателя на риск.
Если заданные тенденции технического перевооружения и принудительных вложений в основной и человеческий капитал, рассчитанные на период до 2024 г., сохранятся до 2030–2035 гг., То доля экономики знаний в ВВП может возрасти до 30–35%. В 2030 году может начаться переход к новым качественным характеристикам экономического развития, которые позволят России выйти на уровень экономических и социальных показателей со странами Западной Европы. В то же время наша страна сможет, как это предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 25 декабря 2004 г.204 2018 года, сохраняют свои позиции в пятерке ведущих экономик мира .
Для этого в период до 2024 года можно временно, по примеру многих успешных экономик мира, перейти на бюджет с умеренным дефицитом . Это потребует пересмотра параметров бюджетного правила в части формирования расходов бюджета. В том числе, благодаря дополнительной эмиссии государственных ценных бумаг, это придаст импульс развитию российской финансовой системы, которая пока отстает.
Ожидаемые результаты в среднесрочной перспективе (к 2025 году) и следующие шаги: императивы стратегического планирования и роль науки . Согласно расчетам Института экономического прогнозирования РАН, Россия имеет ресурсы и возможности в 2022–2023 годах для достижения среднегодовых темпов роста ВВП в 3%, а в 2024–2025 годах — 4–5% . При этом доля инвестиций в основной капитал в ВВП может увеличиться к 2025 году до 25%, а доля экономики знаний — до 22%.
Экономический рост обеспечит подъем и развитие финансовой системы страны, поскольку каждый процент экономического роста к 2025 году даст прирост финансовых ресурсов на 1,5–2 трлн рублей в год. Соответственно, увеличение на 4% увеличит объем ресурсов на 6–8 трлн руб., Существенно расширив возможности маневрирования ресурсами при проведении экономической политики. К 2030 году необходимо будет достичь уровня расходов на здравоохранение 8–9% ВВП, образование 7% ВВП и НИОКР 2.5–3% ВВП. По доходу на душу населения Россия должна выйти на уровень развитых европейских стран.
Концентрация имеющегося национального потенциала развития в наиболее перспективных сферах деятельности, обеспечивающая наибольший мультипликативный эффект и наилучшие результаты для экономики страны в целом, требует, наряду с развитием частной инициативы, формирование эффективных Система стратегического управления .
Необходимо немедленно приступить к работе по полной реализации Федерального закона от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации».Исторический опыт России и опыт других стран показывает, что устойчивое развитие невозможно без полноценного стратегического планирования , адаптированного к реалиям современной социально-экономической системы России.
Именно государственные программы Российской Федерации включают в себя набор инструментов, позволяющих проводить общую государственную политику в отраслях и секторах экономики, а национальные проекты должны быть ориентированы на активизацию отдельных точек роста и решение наиболее острых проблем должны считаться основным инструментом достижения социально-экономического развития Российской Федерации.
Совместная реализация федеральных проектов в рамках государственных программ Российской Федерации и национальных проектов федерального и регионального уровня даст синергетический эффект, повысив их эффективность.
Возрастающая ответственность регионов за достижение целей экономического развития предполагает увеличение их финансовых возможностей и большую самостоятельность в формировании региональной экономической политики. Это потребует перераспределения доходов в пользу региональных бюджетов и, видимо, передачи в региональные бюджеты всего налога на прибыль или части НДС, новых принципов разделения между федеральным центром и регионами НДПИ.Необходимы действия по дифференциации налога на прибыль в зависимости от вида деятельности. Переход от суперцентрализованной к федеральной бюджетной системе станет финансовым стимулом регионального разнообразия и формирования многополярной системы развития в России в соответствии с качественно обновленной Стратегией пространственного развития. Необходима система новых мер для подъема глубинных регионов России, нового освоения Сибири, особенно Центральной и Восточной. Арктический пояс России может быть примером развития, основанного на балансе между освоением природных ресурсов и сохранением хрупкой уникальной экосистемы.
Стратегические программы и государственные проекты на федеральном и региональном уровнях должны быть согласованы со стратегиями и программами госкорпораций, а также учитывать планы частного бизнеса.
Диалог государства с бизнесом, его ассоциациями и союзами, профсоюзами и ассоциациями рабочих должен создавать экономическое измерение гражданское общество или гражданская экономика . Такой баланс интересов важнее поиска оптимального соотношения государственной и частной собственности.
Стратегическое планирование позволит обществу и государству решать насущные проблемы развития, выходящие за рамки коммерческих и частных корпоративных интересов и подчиненные приоритетам развития страны в целом. С точки зрения здравоохранения это означает реструктуризацию системы страховой медицины и создание системы медицинских резервов (инфраструктуры), направленных на противодействие возможным эпидемиям и оказанию медицинской помощи всем гражданам, независимо от их доходов.Образование и наука со всеми требованиями эффективности не могут быть только сферой услуг, но должны обладать организационными и финансовыми возможностями ускоренного развития и создания условий для человеческого развития и познания природы.
Эффективная реализация предложенного комплекса программных мер по постпандемическому восстановлению экономики и переходу России к устойчивому социально-экономическому развитию требует активного участия науки, научного и экспертного сообщества, а также инженерного сообщества.Необходимо завершить формирование интегрированной и гибкой системы стратегического планирования и прогнозирования, включая оценку рисков (последствий реализации), средств гармонизации отраслевых, частных и региональных интересов, подчиненных задачам развития страны в целом. Произошел переход к новой системе пятилетних индикативных планов и программ, которые должны быть не придатком бюджета, а основным самостоятельным инструментом государственной экономической политики.
Построение системы научной, инженерной, экологической экспертизы принимаемых решений, практическая реализация высокотехнологичных проектов технологической модернизации базовых и развития высокотехнологичных производств, формирование экономики, ориентированной на здоровье и благополучие человека, невозможно без активного участия профессионального сообщества российских исследователей, инженеров и специалистов, в том числе ученых Российской академии наук.Россия — страна больших возможностей, образованного населения, и есть все основания не только верить в светлое будущее нашей страны, но и делать ее настоящее привлекательным, превращая Россию в образец творческого развития, сочетающего эффективность и справедливость. и свобода, ответственность и солидарность.
ССЫЛКИ
- 1
У. Дж. Маккиббин и Р. Фернандо, Глобальные макроэкономические последствия COVID-19: семь сценариев. 2020 г. https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2020/ 03/20200302_COVID19.pdf.
- 2
Г. Пинкус и С. Рамасвами, «Война» с COVID-19: что настоящие войны делают (и не учит) нас об экономическом воздействии пандемии (Глобальный институт McKinsey, 2020) .
Google Scholar
- 3
Григорьев Л.М., Павлюшина В.А., Музыченко Е.Е. Попадание в глобальную рецессию в 2020 г. // Вопр. Экон.№ 5. С. 5–24 (2020).
- 4
Полбин А.В., Синельников-Мурылев С.Г., Трунин П.В. Экономический кризис 2020 года: причины и меры по его преодолению и дальнейшее развитие России // Вопр. Экономика, № 6. С. 5–21 (2020).
- 5
Экономическая политика. Бурное десятилетие 2008–2018 гг. . М .: Дело, 2020.
- 6
Структурная и инвестиционная политика экономического роста в России: монография, Под ред. Ивантера В.В. (Науч.Консулт., Москва, 2017.
Google Scholar
- 7
Аганбегян А.Г. О немедленных действиях по активизации социально-экономического роста // Проблемы прогнозирования. Русь. Экон. Dev. 30 , 1–9 (2019).
Артикул
Google Scholar
- 8
З. Кассим, Б. Ханджиски, Дж. Шуберт и Ю. Зуауи, Спасение на 10 триллионов долларов: как правительства могут оказать влияние (McKinsey, 2020).
Google Scholar
- 9
А. Апокин, Д. Белоусов, В. Сальников, И. Фролов, «Долгосрочные социально-экономические вызовы для России и потребность в новых технологиях», Forsait 9 (4), 6–17 (2015).
Google Scholar
- 10
Широв А.А. Проблемы воспроизводства в экономике современной России // Вопр. Полит. Экономика, №2 (2019), 37–46.
- 11
Б.Порфирьев Н. Зеленый фактор экономического роста в России и в мире // Проблемы прогнозирования. Русь. Экон. Dev. 29 , 455–461 (2018).
Артикул
Google Scholar
- 12
Широв А.А., Потапенко В.В. Парадокс потребления в России // ЭКО. 2020. № 6. С. 8–25.
Google Scholar
Скачать список литературы
Информация об авторе
Место работы
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119034, Москва, Россия
А.Аганбегян Г.
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 117418, Москва, Россия
А. Н. Клепач, Б. Н. Порфирьев, М. Н. Узяков, А. А. Широв
Для корреспонденции
Б. Н. Порфирьев.
Декларации этики
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Об этой статье
Цитируйте эту статью
Аганбегян, А.Г., Клепач А.Н., Порфирьев Б.Н. et al. Постпандемическое восстановление: экономика России и переход к устойчивому социально-экономическому развитию.
Шпилька. Русь. Экон. Dev. 31, 599–605 (2020). https://doi.org/10.1134/S1075700720060027
Скачать цитату
Ключевые слова
- : экономический рост
- коронавирус
- восстановление экономики
- инвестиции
- экономическая политика
900 900 Экономический и политический обзор
Обзор экономики
Для получения последних обновленных данных об основных экономических ответах правительств по устранению экономических последствий пандемии COVID-19, пожалуйста, обратитесь к платформе отслеживания политики МВФ.
После нескольких лет отрицательного роста из-за массового оттока капитала, обвала рубля, падения цен на нефть и торговых санкций, введенных Западом после украинского кризиса, российская экономика вернулась к умеренному росту с 2017 года. в основном за счет добычи полезных ископаемых и частного потребления. Однако из-за пандемии COVID-19 экономика сократилась до -4,1% ВВП в 2020 году (с + 1,3% в 2019 году) из-за падения экспорта, инвестиционной активности и потребительского спроса.Согласно прогнозу МВФ на октябрь 2020 года, восстановление экономики ожидается в 2021 году (+ 2,8%) и 2022 году (+ 2,3%) при поддержке бюджетных и монетарных стимулов и при условии постепенной нормализации ситуации. В своем последнем обновлении «Перспектив развития мировой экономики» за январь 2021 года МВФ пересмотрел свои прогнозы роста ВВП в России до 3% в 2021 году и 3,9% в 2022 году (что представляет собой разницу с прогнозами ПРМЭ в октябре 2020 года на + 0,2% и + 1,6% , соответственно).
После рецессии 2015–2016 годов правительство проводило осмотрительную макроэкономическую политику, направленную на поддержание финансовой стабильности, а центральный банк тщательно контролировал инфляцию.Таким образом, российская экономика вступила в кризис COVID-19 с надежной бюджетной базой и значительным пространством для маневра в политике (МВФ). Уровень государственного долга, который был низким в 2019 году (13,9% ВВП), увеличился до 18,9% ВВП в 2020 году и, как ожидается, останется на уровне 19% ВВП в 2021 году и 18,5% ВВП в 2022 году (МВФ). Кроме того, Россия получает значительные сбережения в Фонде национального благосостояния. Из профицита в 2% ВВП в 2019 году в государственных финансах был зарегистрирован дефицит -3,5% ВВП в 2020 году, но ожидается, что он восстановится до -1.8% ВВП в 2021 году и -0,7% в 2022 году (МВФ). Инфляция снизилась с 4,5% в 2019 году до 3,2% в 2020 году и, по прогнозам, останется на этом уровне в 2021 и 2022 годах (МВФ). В ответ на кризис российские власти приняли мощный пакет мер в области здравоохранения и экономики, составивший около 3,5% ВВП (МВФ). Меры включали расширение социальных пособий и пособий по безработице. Обуздание пандемии COVID-19 и предотвращение длительного ущерба для экономики является основным приоритетом, но к 2021 году Россия планирует сократить государственную поддержку экономики и консолидировать свою налогово-бюджетную политику, чтобы вернуться к бюджетному правилу к 2022 году. .Россия сталкивается с множеством проблем: большое присутствие государства, слабое управление и институты, недостаточная инфраструктура, низкий уровень конкурентоспособности, недостаточные инвестиции, низкие производственные мощности, зависимость от сырья, плохой экономический климат, отсутствие структурных реформ и старение населения.
Уровень безработицы, оцененный МВФ в 4,6% в 2019 году, снижался до кризиса COVID-19, но реальная заработная плата также упала. Социальное неравенство остается высоким, особенно между большими городами и сельской местностью.Только 1% населения владеет около 70% частных активов. Несмотря на появление городского среднего класса, уровень бедности по-прежнему составляет около 13%. Протестное движение среднего класса призывает положить конец коррупции и покровительству. По оценкам МВФ, уровень безработицы увеличился до 5,6% в 2020 году под воздействием пандемии, но должен постепенно снизиться до 5,2% в 2021 году и 4,7% в 2022 году.
Основные показатели | 2018 | 2019 | 2020 (д) | 2021 (д) | 2022 (д) |
---|---|---|---|---|---|
ВВП (миллиарды долларов США) | 1.00 | 1.00e | 1.00 | 1.00 | 1.00 |
ВВП (постоянные цены, изменение в% годовых) | 2,5 | 1,3e | -4,1 | 3,0 | 3,9 |
ВВП на душу населения (долл. США) | 11 | 11e | 9 | 10 | 11 |
Сальдо государственного бюджета (в% ВВП) | 2,9 | 2,0 | -3.5 | -1,8 | -0,7 |
Валовой долг сектора государственного управления (в% ВВП) | 13,5 | 13,9 | 18,9 | 19,0 | 18,5 |
Уровень инфляции (%) | 2,9 | 4,5 | 3,2 | 3,2 | 3,2 |
Уровень безработицы (% от рабочей силы) | 4,8 | 4,6 | 5,6 | 5.2 | 4,7 |
Текущий счет (млрд долларов США) | 115,68 | 65,34 | 17,15 | 28,93 | 34,36 |
Текущий счет (в% ВВП) | 6,9 | 3,8 | 1,2 | 1,8 | 2,1 |
Источник:
МВФ — База данных «Перспективы развития мировой экономики», октябрь 2020 г.,
Примечание 1: (e) Оценочные данные
Примечание 2: Прогнозы роста ВВП на 2021 и 2022 годы (постоянные цены, ежегодное изменение в%)
обновлены МВФ в январе 2021 г.
Основные отрасли промышленности
Россия обладает значительными природными ресурсами.Это второй по величине производитель природного газа в мире и третий по величине производитель нефти, а также один из основных производителей и экспортеров алмазов, никеля и платины. В период с конца 2019 года до середины 2020 года планировалось ввести в эксплуатацию три новых газопровода (в Германию, Турцию и Китай). Несмотря на большую площадь, в России сравнительно мало пахотных земель из-за неблагоприятных климатических условий. Тем не менее страна владеет 10% сельскохозяйственных земель в мире и является одним из основных экспортеров зерновых.Северные регионы страны в основном занимаются животноводством, а южные регионы и Западная Сибирь выращивают зерновые. На сельское хозяйство приходится 3,4% национального ВВП, и в нем занято около 6% всего работающего населения.
Промышленность составляет 32,2% ВВП России и обеспечивает занятость 27% рабочей силы. Страна унаследовала большую часть промышленных баз Советского Союза. Наиболее развиты отрасли химии, металлургии, механики, строительства и обороны. В ответ на экономические санкции со стороны США и ЕС правительство ввело политику импортозамещения, которая может стимулировать внутреннее производство.
В сфере услуг занято 68% населения и генерируется 54% ВВП. После финансового кризиса 1998 года банковский сектор не претерпел полной реструктуризации. Учитывая размеры страны, особенно важны транспорт, связь и торговля. Туризм также становится важным источником дохода.
В 2020 году из-за пандемии COVID-19 большинство секторов экономики сократились. Туризм, рестораны, развлечения и индустрия красоты больше всего пострадали от второй волны.В меньшей степени на сельскохозяйственный сектор временно повлияли меры изоляции, не позволяющие сезонным рабочим приезжать в Россию, но он оказался очень устойчивым к кризису. По данным Минсельхоза, в 2020 году сельскохозяйственное производство в России увеличилось на 2%.
Разбивка экономической деятельности по отраслям | Сельское хозяйство | Промышленность | Услуги |
---|---|---|---|
Занятость по секторам (в% от общей занятости) | 5.6 | 26,6 | 67,8 |
Добавленная стоимость (в% ВВП) | 3,4 | 32,2 | 54,0 |
Добавленная стоимость (годовое изменение,%) | 0,6 | 1,0 | 1,6 |
Источник:
Всемирный банк, Последние доступные данные.
Группа семи осуждает аннексию Крыма Россией, 7 лет назад
БЕРЛИН (AP) — Группа семи крупнейших промышленно развитых стран в четверг решительно осудила то, что она назвала продолжающейся «оккупацией» Россией Крымского полуострова спустя семь лет после Москва аннексировала его у Украины.
Министры иностранных дел Великобритании, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии и США заявили в совместном заявлении, что действия России продолжают «подрывать суверенитет, территориальную целостность и независимость Украины».
«Мы безоговорочно осуждаем временную оккупацию Россией Автономной Республики Крым и города Севастополя», — заявили семь стран. «Попытки России узаконить это не признаются и не будут признаны».
Они обвинили Россию в нарушениях прав человека на полуострове и призвали предоставить туда доступ международным наблюдателям.
Москва утверждала, что Крым был включен в 2014 году после того, как подавляющее большинство местных жителей проголосовали за присоединение к России через несколько недель после свержения бывшего дружественного России президента Украины, хотя большая часть мира отвергла референдум как незаконный.
Президент России Владимир Путин отметил юбилей, пообщавшись с крымчанами по видеосвязи, а также посетил концерт в Москве, посвященный этому событию.
«Это праздник для всей нашей огромной страны», — сказал он на спортивной арене «Лужники».«Это восстановление исторической справедливости. Каждый дюйм этой земли пропитан кровью русских и советских солдат, эта земля священна для России ».
Черноморский полуостров стал частью Украины в 1954 году, когда советский лидер Никита Хрущев передал юрисдикцию России, что было простая формальность до распада Советского Союза в 1991 году означала, что Крым оказался в составе независимой Украины.
В заявлении «большой семерки» также упоминается роль России в продолжающемся конфликте между промосковскими сепаратистами и правительством на востоке Украины.
«Мы призываем Российскую Федерацию прекратить разжигать конфликт, оказывая финансовую и военную поддержку вооруженным формированиям, которые она поддерживает на востоке Украины, а также предоставляя российское гражданство сотням тысяч украинских граждан», — заявили они.
«Большая семерка» призвала к дипломатическому урегулированию конфликта в рамках ряда соглашений, заключенных в столице Беларуси Минске.
Россия была исключена из «большой восьмерки», как и в 2014 году, за свои действия на Украине.
Сталкивается ли Европа с волной консолидации банковского сектора?
По Джозеф Мосс , Международный банкир
Эта статья была первоначально опубликована в зимнем / февральском выпуске журнала International Banker
за февраль 2021 года.
1 июля 2020 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) опубликовал руководство, в котором описывается, как он будет управлять консолидацией банковского сектора в еврозоне с точки зрения надзора, чтобы стимулировать более активную деятельность по слияниям и поглощениям (слияниям и поглощениям) во всем регионе.Его публикация убедительно свидетельствует о том, что, хотя большинство европейских банков могут удовлетворительно справиться с последствиями пандемии COVID-19, остаются более глубокие долгосрочные системные проблемы.
За последнее десятилетие или около того европейская банковская отрасль превратилась в отрасль, весьма далекую от той, которая существовала до глобального финансового кризиса 2008 года (GFC). С тех пор регулирующие органы потребовали от банков значительно укрепить свои балансы, особенно в отношении ликвидности, качества и размера капитала, а также вариантов финансирования.Но в последнее время банки все больше не в состоянии покрывать свои капитальные затраты, что вызывает растущую озабоченность по поводу их долгосрочной устойчивости. Усиление конкуренции со стороны сектора финансовых технологий (финансовых технологий) и, в некоторых случаях, избыточных мощностей подорвало прибыльность банковского сектора, а сверхнизкие процентные ставки, проистекающие из экономических последствий пандемии COVID-19, в последнее время только усугубляют ситуацию. Действительно, в конце первой половины 2020 года банки Европейского союза (ЕС) сообщили о средней доходности активов всего на уровне 0.03%, при этом более половины банков еврозоны зарегистрировали доходность активов 0,1% или меньше. В перспективе ситуация вряд ли улучшится, поскольку рыночные стратеги Citigroup недавно предупредили, что рентабельность капитала (ROTE) для банков в ЕС в следующем году достигнет всего семи, что ниже стоимости капитала.
Таким образом, ЕЦБ, похоже, проявляет большую открытость в отношении консолидации как решения проблем банковского сектора, при этом многие указывают на слияния и поглощения как на способ контролировать расходы, добиться большей экономии за счет масштаба и, в конечном итоге, добиться более высокой прибыльности и более стабильной прибыли.И хотя слабый капитал, низкая оценка капитала и ряд проблем с корпоративным управлением означали, что консолидация до сих пор была довольно сдержанной, руководство ЕЦБ вселяет новую надежду на то, что дальнейшая консолидация вполне может быть проведена с точки зрения регулирования. Действительно, центральный банк признал, что консолидация, если она хорошо структурирована и надлежащим образом проведена, может облегчить проблемы с прибыльностью и проблемы избыточных мощностей, которые преследовали сектор в течение многих лет.
В частности, в руководстве описывается, как ЕЦБ рассматривает три основных аспекта банковской консолидации: установление требований к капиталу и указаний, устранение «недобросовестности» и использование внутренних моделей вновь консолидируемыми организациями.В нем также подчеркивается, как реструктуризация банковской деятельности может принести выгоды, хотя их необходимо будет сопоставить с потенциальными рисками. «Действительно, если хорошо спланировано и выполнено, объединение бизнеса может способствовать общей финансовой устойчивости банковской системы и помочь сохранить разнообразие различных бизнес-моделей», — отмечается в руководстве. В нем также подчеркивается, что консолидация может решить такие давние проблемы, как низкая прибыльность и избыток производственных мощностей.
«Я надеюсь, что руководство ЕЦБ проложит путь к ускоренному процессу на пути к долгожданной европейской банковской консолидации», — заявил в октябре Энтони Круизинга, специалист по банковскому делу и рынкам капитала PricewaterhouseCoopers (PwC).«Это необходимо для создания более сильных и устойчивых банков, которые смогут конкурировать с крупными банками США и Азии в битве за континентальный европейский рынок. Банкам также необходимо добиться эффекта масштаба и иметь адекватные инструменты для решения других новых задач, таких как цифровизация банковского сектора ». Citigroup также заявила, что консолидация может стать для европейских банков способом повысить свою прибыльность и лучше защитить себя от потенциальных проблем, связанных с COVID-19.
К счастью, эта кампания по консолидации уже началась, и в Европе в 2020 году наблюдался заметный рост числа важных сделок слияний и поглощений. По данным Bloomberg, объемы слияний и поглощений в банковском секторе в регионе выросли на 27 процентов в годовом исчислении до 37 миллиардов долларов с начала Июль и середина декабря. Банковский сектор Испании был одним из самых активных: CaixaBank SA объявил о приобретении Bankia SA за 4,3 млрд евро в сентябре, чтобы создать крупнейшего кредитора страны с активами более 650 млрд евро и общей рыночной капитализацией более 170 млрд евро. , а также Banco Bilbao Vizcaya Argentaria SA, продающий свои активы в США компании PNC Financial Services Group за 11 долларов.6 миллиардов.
И может показаться, что это только начало, и в 2021 году их ждет еще больше. «До 2022 года мы ожидаем от четырех до шести крупных сделок в этой сфере», — сказал Джорджио Кочини, соруководитель группы финансовых институтов в Европе, Ближний Восток и Африка в Bank of America, сообщили Bloomberg в декабре, добавив, что, как мы надеемся, также будет «общеевропейский». Заметная консолидационная активность может материализоваться для некоторых крупнейших кредиторов региона, включая возможные слияния швейцарских банковских гигантов Credit Suisse Group и UBS Group и французских BNP Paribas и Société Générale S.A. А в Италии Министерство финансов активизировало свои усилия по выгрузке своей 64-процентной доли в Banca Monte dei Paschi di Siena, при этом UniCredit был одним из наиболее вероятных покупателей. Citigroup ожидает, что Испания, Италия и Великобритания испытают особенно заметную консолидационную активность в ближайшие месяцы. И, возможно, несколько удивительно, что традиционные кредиторы — не единственные, кто, похоже, собирается испытать волну консолидации — после разочаровывающего 2020 года растет вероятность того, что европейские цифровые кредиторы также поддадутся на волну слияний и поглощений.
Консолидация также более активно поддерживается политиками и регулирующими органами, которые часто отстаивают необходимость появления здоровых европейских банковских лидеров для стимулирования экономики еврозоны. В Германии, где Deutsche Bank демонстрирует некоторые явные признаки восстановления в последние месяцы, его главный исполнительный директор Кристиан Сьюинг считает, что теперь кредитор может сыграть решающую роль в консолидации банковского сектора в Европе. «Мы продолжаем работать лучше и, следовательно, отвечаем критериям, позволяющим сесть за стол переговоров, когда дело доходит до возможной консолидации европейских банков — и не только в качестве младшего партнера», — сказал Сьюинг Welt am Sonntag .Sewing стремится осуществить всеобъемлющую трансформацию состояния банка в течение следующего года после нескольких лет невысоких показателей прибыли и низкой прибыльности. И хотя потенциальное слияние с кредитором номер два в Германии Commerzbank AG провалилось в 2019 году после того, как две компании не смогли договориться об интеграции своих ИТ (информационных технологий) и банковских офисов, Deutsche Bank, тем не менее, остается открытым для потенциального приобретения.
Между тем, международные сделки, возможно, будет труднее заключить, поскольку ING недавно предположил, что они с большей вероятностью будут привлекать крупные банки, нацеленные на новые рынки и стремящиеся к увеличению размера, особенно в связи с более жесткой конкуренцией со стороны технологического сектора.«Банк мог бы приобрести существующего игрока с достаточно сильной рыночной позицией в данной стране, чтобы, среди прочего, увеличить экономию от масштаба и географическую диверсификацию», — заявил голландский банк. «Или, возможно, банки с соответствующими географическими профилями могут объединиться, чтобы увеличить свою совокупную долю рынка, найти синергетический эффект и повысить эффективность». Согласно ING, другие движущие силы трансграничных слияний включают приобретение лучших цифровых возможностей, расширение клиентской базы, улучшение диверсификации продуктов и улучшение соответствия активов и пассивов.
Однако, если что-либо в конечном итоге выйдет из вышеупомянутых целей консолидации, можно будет наблюдать ускоренное закрытие банковских отделений по всему региону, поскольку пандемия продолжает более решительно подталкивать клиентов к цифровому маршруту. Deutsche Bank планирует закрыть 100 отделений по всей Германии, а Commerzbank навсегда закроет 200 из примерно 1000 отделений, закрытых «временно» во время пандемии. В августе Credit Suisse также объявил о закрытии 37 отделений к концу 2020 года, в результате чего количество отделений в Швейцарии сократилось со 146 до 109.