Горячий ветер 2022

Коломенский кайт клуб "Семь ветров" при поддержке Комитета по физической…

Как Валерий Шувалов снег убирал в 2022 году

Руководитель администрации города Валерий Шувалов проверил лично, как происходит расчистка…

В доме красногорского стрелка нашли долговые расписки Рассказова

В доме убийцы нашли черную бухгалтерию, где фигурируют крупные суммы,…

Дальнобойщики против "Платона"

Дальнобойщики бастуют по всей России. «Недовольство растет. Власти это замалчивают».…

«
»

Кризис неплатежей в РФ (стр. 5 из 8). Кризис неплатежей


Что такое кризис неплатежей - ЮА ЭКВИ

"Финансовая пропасть - самая опасная, Шура. В нее можно падать всю жизнь!" (с) «Золотой теленок»

Кризис, как никакой другой период, показывает, что «разруха не в клозетах, а в головах»...

Ведь что такое кризис, а особенно - кризис неплатежей? Это когда кому-то приходит в голову мысль, что он гораздо хитрее (не сказать еще хлеще) вас, и поэтому он может вам не платить в срок по договору за поставленные товары, выполненные работы, или оказанные услуги – а всячески оттягивать выплату, используя ваши деньги (ибо вы их заработали за товар или услугу, которые он потребил!) в личных целях. Ведь гораздо интереснее, когда проценты банку платит кто-то вместо тебя.

Такой должник спокойно крутит ваши деньги в системе своего казначейства - сообщая вам, что вот-вот-вот он вам все-все выплатит, что вас никто не обманет, странный вы какой, у нас солидная компания, и чего это вы все про деньги, когда смысл жизни не в них... И вообще, если вы будете так себя вести – вон, куча народу в очередь стоит, чтоб работать с нами. Ну сегодня платеж по вам не прошел почему-то, теперь только через неделю. А вот возьмите в оплату беспроцентный вексель нашего любимого банка – там оплата будет уже через месяц. Ну сперва распишитесь вот здесь и здесь, что претензий по просрочке не имеете и штрафы-неустойки предъявлять не будете.

Ваш товар/работа/услуга, меж тем, дешевеют (а расходы – наоборот, растут) с каждым днем просроченной дебиторки - потому что деньги сегодня – это пущенные в оборот средства, а отсутствие таковых - это либо порочная цепь кредитов (и проценты банку), либо сокращение объемов производства. Рано или поздно кому-то на вашем рынке приходит в голову идея – «сейчас демпингуем, а дальше хоть потоп» - и на этом все начинает заканчиваться.

Далее просто как домино – каждый хитрый должник старается быть хитр…ей другого - и возникает кризис неплатежей, кризис кредитования под отсутствующие активы, кризис сокращения объемов производства товаров и услуг, тотальное снижение качества товаров и услуг при неснижении цены...

И возникает вся та замечательная дыра, в которую все и падают - во главе с самым хитрым из начала цепочки. И у каждого (у каждого!) есть свой виноватый во всем этом. Кто угодно, кроме него самого.

Мораль – относитесь строже к финансовой дисциплине ваших клиентов. От этого лучше будет и вам, и вашим клиентам, и всей экономике.

Кирилл Кузнецов, управляющий партнер ЮА «ЭКВИ»

ecvico.com

Кризис неплатежей. Я был в расстрельном списке

Кризис неплатежей

Коней на переправе не меняют, а ослов можно и нужно менять.

Александр Лебедь

Есть такое мудрое правило «не знаешь — не берись». По нему живут миллионы. Они предпочитают смотреть, как тонет корабль, так как не знают, как его спасать. Как в естественных науках ученые порой не знают причин и следствий тех или иных явлений, так и при проведении социально-экономических реформ зачастую неизвестно, как отреагирует общество на решения правительства. Ведь общество — явление архисложное, у него свои внутренние законы и тенденции развития, которые мы часто не понимаем. Можно укорять: если не знали, то зачем затеяли? А кто знал, как оно будет? Кто из отечественных и иностранных экспертов предсказал, что в России директора предприятий будут вести себя совсем не так, как их западные коллеги, и сообща заведут страну в кризис неплатежей?

Наполеон полагал, что «главное — ввязаться в бой, а там посмотрим». Стратегия решать проблемы опытным путем, на ощупь, рискуя ошибиться, многим не нравится. Но порой она оказывается единственной, других нет. Как нет и чудо-специалистов, которые точно знают, что нас ждет в будущем.

На 1 января 1994 года просроченная задолженность российским предприятиям за отгруженную ими потребителям продукцию достигла астрономической суммы — более 16 трлн рублей. Денежные средства, которыми располагали предприятия, покрывали лишь половину этой задолженности. Потребитель не платил поставщику за новое оборудование, тот не мог рассчитаться за комплектующие изделия, а их производители, в свою очередь, не платили за использованный металл. Все тонули в долгах. Когда не проходят платежи — нет доходов, не с чего платить налоги. Как следствие — дефицит бюджетов всех уровней. Но если в казне не хватает денег, то и органы государственной власти, вооруженные силы не могут рассчитаться с предприятиями, поставившими им свою продукцию государству. Круг замкнулся.

Не имея средств, предприятия не платили зарплату. Забастовки, голодовки, митинги протеста стали массовыми. Но народ винил не директоров предприятий, а президента и его правительство, затеявших рыночные реформы. Разрешение кризиса неплатежей стало политической проблемой номер один.

Виновато было не только правительство, но и «красные директора» с их пониманием, как надо работать. Правительство Черномырдина, стремясь заручиться поддержкой директорского корпуса, приняло на себя невыполнимые финансовые обязательства по господдержке отраслей. Поскольку налоговых поступлений не хватало, исполнить обязательства оно могло только за счет денежной эмиссии. Это вело к высокой инфляции, грозило срывом экономики в гиперинфляцию. При высокой инфляции бессмысленны вложения в производство и совершенствование технологий. И директора направляли оборотные средства предприятий и государственные кредиты туда, где они быстро прирастали в условиях высокой инфляции — клали на депозиты в банки, переводили в доллары, вносили в уставные фонды частных акционерных обществ. Но только не рассчитывались по долгам, не платили зарплату.

Они вели себя иначе, чем их коллеги на Западе, потому что не было системы стимулов и наказаний. Над предприятиями тогда еще не висела реальная угроза банкротства. И вообще: «Берешь в долг чужие, а отдавать приходится свои!». Материальная ответственность руководителей предприятий (большей частью еще государственных) за неуплату налогов и задержку платежей поставщикам попросту отсутствовала. Если ее нет, то зачем отдавать долги добровольно? Не было и действенного контроля органов власти за расходованием предприятиями выданных им государственных кредитов.

Изучив опыт других стран, специалисты нашего Аналитического центра предложили меры, которые помогли бы разорвать цепочки неплатежей:

— выявить предприятия, которые имели валютные накопления на банковских счетах, в том числе за рубежом, и были при этом должниками, ввести практику принудительной оплаты долгов за счет этих накоплений. Сделать все счета предприятий известными и прозрачными для налоговиков (тогда разрешалось открывать любые счета в любом банке и не сообщать в налоговую инспекцию). Налагать высокие штрафы на предприятия и лично на директоров за неуплату налогов, за сознательное уклонение от уплаты налогов привлекать их к уголовной ответственности;

— выделить из общей массы те неплатежи, в которых повинно само государство, и в кратчайшие сроки погасить его задолженность, установив последовательность погашения долгов;

— Центральному банку кредитовать прежде всего конечных потребителей, что должно оживить всю цепочку производства и реализации продукции;

— продавать часть долгов с дисконтом на специальных аукционах, учредить по примеру Чехии специальный Консолидационный банк для выкупа долгов неплатежеспособных предприятий;

— во взаиморасчетах между предприятиями использовать широко распространенные в мире безотзывные аккредитивы. Суть этого способа в том, что банк замораживает на счете потребителя сумму платежа, предусмотренного договором с поставщиком. Когда поставщик предъявляет документы, подтверждающие прием — передачу продукции, средства размораживаются и переводятся на счет поставщика. Банк в такой сделке играет роль ячейки, подобной той, что используется при покупке квартир на вторичном рынке.

Наши предложения правительство Черномырдина признало дельными, но не стало реализовывать. Почему? Они шли вразрез с интересами директоров предприятий и хозяев банков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Новости дня: Кризис неплатежей уже рядом - Свободная Пресса

Кредитный бум закончился в точном соответствии с прогнозами экспертов: теперь наши соотечественники тратят львиную долю своих доходов на выплаты по кредитам. Причем, эта доля постоянно растет, что приводит к росту неплатежей банкам, и в результате потери банков по розничным кредитам с начала этого года растут быстрее всех ожиданий. Причина в том, что к старой проблеме — закредитованности наименее обеспеченных категорий граждан, добавилась новая — в этом году начали падать реальные доходы населения. За первый квартал, согласно Росстату, они снизились на 2,5% по сравнению с прошлым годом, а курс рубля упал к доллару на 6,2%. Все это делает многих россиян неспособными платить по кредитам.

Тем временем, по словам зампреда ЦБ Василия Поздышева, на начало мая портфель кредитов физлицам уже превысил 10,4 трлн. рублей. При этом совокупный размер задолженности россиян перед банками увеличился на 2,9% с начала текущего года, и на 27,2% по сравнению с прошлым. В последние месяцы темпы роста просроченных кредитов в 6−7 раз превышают темпы роста банковского кредитования физических лиц. Только за период с января по апрель, общий объем кредитов населению, по которым фиксируется просрочка платежа более чем на 90 дней, вырос до 639,5 млрд рублей. Это абсолютный рекорд в стоимостном выражении.

При этом у большинства заемщиков на самом деле нет ресурсов для погашения долгов. В настоящий момент, в силу крайне высоких процентных ставок и стремительного роста заимствований россиян, долговая нагрузка становится неподъемной. По оценкам Центробанка, среднестатистический российский заемщик тратит не менее 30−35% от своего суммарного дохода на погашение взятых долгов. Притом, что пороговым значением является отметка в 30%. И эта крайне опасная тенденция в ближайшие месяцы будет лишь обостряться, предупреждают эксперты.

О том, чем грозит нам обострение ситуации с просроченными кредитами, «СП» рассказал экономист Владислав Жуковский. Так ли уж все драматично?

— Да, безусловно, в настоящий момент ситуация не столь драматична и еще далека от критической. Годовые темпы роста «плохих» долгов (69%) и их удельный вес в суммарном кредитном портфеле банков (6,5%) далеки от отметок 2009 года. Да и макроэкономические условия сейчас отличаются от прежних. Североморская смесь Brent стоит в 3 раза дороже (110 против 35−40 долларов в 2009 году), валютные резервы превышают планку в 490 млрд долларов, бюджет сводится с меньшим дефицитом (0,4% против 5,9% ВВП) А мировая экономика в силу беспрецедентной за всю историю мировой финансовой системы эмиссионной активности центральных банков, демонстрирует пускай и виртуальное, но все же, оживление активности. Однако это нисколько не мешает российской экономике погружаться в кризисное состояние, не мешает снижаться уровню жизни россиян и формироваться кризису неплатежей.

Рост неплатежей по банковским кредитам, усугубляемый спадом в экономике, инвестиционным кризисом и падением уровня жизни подавляющей части россиян, рискует нанести серьезнейший удар по российской финансовой системе, дестабилизировать банковский сектор, парализовать банковское кредитование, усугубив инвестиционную кому. А также подорвать потребительскую активность россиян, которая в последние годы обеспечивала значительную часть прироста ВВП.

«СП»: — И что, нет никакой надежды на то, чтобы обойтись без кризиса неплатежей?

— Единственное, что вселяет оптимизм, так это то, что банки под давлением Центрального Банка, с опозданием увидевшего угрозу на рынке кредитования физических лиц, стали увеличивать размер резервов под возможные потери по ссудам. Общий объем банковских резервов под потенциальные убытки от кредитования граждан только за первые четыре месяца года увеличился без малого на 100 млрд — до 715,6 млрд рублей. И в настоящий момент объем резервов на 11,8% превышает оценочный объем «плохих» кредитов физическим лицам. Однако здесь необходимо учитывать то, что во-первых, реальный объем «токсичных» кредитов россиянам как минимум в 2,5 раза превышает те оценки, которые содержатся в официозе ЦБ.

Статистика Центрального Банка по ситуации в банковском секторе формируется на основе тех первичных статистических данных, которые денежный регулятор получает от самих же кредитных институтов, в рамках передаваемой ему финансовой отчетности. Очевидно, что зачастую банки, в силу вполне объяснимых и понятных причин стараются сокрыть масштабы угроз. Реальный же объем просроченных кредитов и займов, по экспертным оценкам и информации самих банкиров, варьируется в диапазоне от 14 до 18% от суммарно выданных кредитов. В стоимостном выражении это эквивалентно 1,4−1,8 трлн рублей, что в три раза превышает официальные оценки «плохих» долгов, предоставляемые ЦБ.

«СП»: — По каким кредитам россияне имеют больше всего просрочек, и почему?

— Наиболее высокий уровень «просрочки» фиксируется в сегменте потребительского кредитования: по состоянию на апрель текущего года суммарный объем просроченных кредитов составил рекордные за 5 лет 15,6%. Поддаваясь на циничную пропаганду в СМИ о том, что абсолютно все товары и услуги можно приобрести прямо здесь и сейчас, даже не имея на то необходимых денежных средств, подавляющее большинство рядовых россиян стали бездумно влезать в долги, приобретая бытовую технику, электронику, телефоны, смартфоны и телевизоры. При этом, зачастую именно те россияне, доходы которых позволяют отнести их к бедным слоям общества, активно брали потребительские кредиты и приобретали товары, которые они не только не могли себе позволить, но и которые им были толком не нужны.

Десятки миллионов россиян стали жертвами рекламы, разглагольствующей и том, что они могут позволить себе «брать от жизни все» и жить «здесь и сейчас». А тем временем банкиры задирали ставки по кредитам до 60% годовых, и все это, при попустительстве Центрального Банка, обернулось построением «пирамиды плохих кредитов» и невозможностью большей части россиян, с доходами ниже среднего, расплачиваться по долгам.

«СП»: — А как обстоят дела с автокредитами и ипотекой?

— Несколько лучше: с января по апрель удельный вес автокредитов, по которым банки отчитались о задержках платежей и нарушениях условий кредитного договора, вырос с 7,6% до 8,2%. Следом за автокредитами, по уровню риска, идут ипотечные кредиты: удельный вес займов под залог приобретаемой жилой недвижимости хотя и вырос с 3,8% до 3,9%, однако по-прежнему никакого всплеска неплатежей не наблюдается, и ситуация с обслуживанием займов остается вполне удовлетворительной. Размер «плохих» ипотечных кредитов, по которым фиксировалось нарушение условий кредитного договора и наблюдались задержки с обслуживанием, варьируется в диапазоне 4−4,5%. Здесь, насколько можно судить, позитивно сказывается более высокая степень ответственности ипотечных заемщиков — никто не хочет столкнуться с риском выселения из приобретенной квартиры. А так же сравнительно более высокие доходы заемщиков: средняя зарплата ипотечного должника в большинстве случаев в 2 раза превышает средний размер заработной платы по России и достигает 57−60 тыс. рублей.

«СП»: — Но, насколько я понял, даже такая относительно стабильная ситуация с автокредитами и ипотекой на сможет удержать нас от кризиса?

— Нет, не сможет. Нынешний уровень закредитованности россиян, особенно их необеспеченной части, достиг критических отметок и перешел черту безопасности. Согласно данным коллекторских компаний, в настоящий момент в среднем на одного неплательщика по кредитам приходится не менее 1,4 просроченных займа. И при этом все чаще погрязшие в долгах россияне продолжают бессмысленно и неосознанно наращивать потребление, привлекая новые кредиты, или рефинансируют ранее взятые кредиты за счет новых займов. Не осознавая своей неспособности не только погасить, но даже элементарно обслуживать их в срок, то есть выплачивать проценты. Все это оборачивается выстраиванием «долговой пирамиды» и в конечном счете, закончится кризисом неплатежей.

Ситуация усугубляется еще и тем, что россияне в беспрецедентных за последние годы масштабах занимаются «проеданием» своих собственных сбережений. Вместо того чтобы в условиях разрастающегося экономического кризиса менять модель потребительского поведения, отказываться от ненужных трат и откладывать часть дохода «черный день», граждане России активно тратят деньги. В результате доходы россиян сжимаются практически в 2 раза, заработная плата растет на 7%, а расходы на покупку товаров и услуг прибавляют целых 12%. При этом, россияне, пытаясь защитить свои сбережения от девальвации рубля и всплеска цен, зачастую скупают совершенно ненужные им товары длительного пользования, тем самым лишая себя запаса наличности в разгар экономического спада в экономике. Так что кризиса неплатежей нам, я думаю, не избежать…

Фото: Антон Белицкий/Коммерсантъ

svpressa.ru

Кризис неплатежей — курсовая работа

  Вследствие диспропорций в уровне развития различных секторов экономики и разной степени их монополизации резко различается их финансовое положение.

 В силу сложившегося диспаритета  цен в худшем положении оказываются  отрасли, удовлетворяющие конечный  спрос населения, государства и предприятий на потребительские и капитальные блага (прежде всего сельское хозяйство, легкая промышленность, большая часть машиностроения). Предприятия отраслей тяжелой индустрии, отдаленных от конечного спроса (ТЭК, металлургия, химическая промышленность), используют неплатежи своим поставщикам как вынужденную меру для поддержания сложившегося уровня своих финансовых ресурсов и восполнения оборотных средств.

  Важно понять, что даже при условии реализации рассмотренных мер взаимные неплатежи предприятий не исчезнут. Торговый кредит необходим для нормального функционирования экономики. Но просроченная задолженность по платежам в бюджет и по выплате заработной плате ничем не может быть оправдана.

 Специфическая острота сегодняшнего  кризиса заключается прежде всего в том, что, помимо разрушительного воздействия на производство, он поразил и бюджетно-финансовую систему страны, вызвав почти невыносимую социальную напряженность в обществе. Сегодня речь идет уже не только о развале производственного и научно-технического потенциала России, но и о реальной опасности социальной дестабилизации, чреватой непредсказуемыми политическими последствиями. Таким образом, в неплатежах сконцентрированы и отразились практически все проблемы и сложности переходной экономической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Амуржуев О.В. «Неплатежи: способы  предотвращения и сокращения»

 

(практическое пособие), - М.: Аркаюр, 1994г.

2. Реформы и политическая стабильность  в России. - М.: АО

 

 «Энергофининвест», 1997г.

3. Авдеев М., Салимов И. Инструмент  для преодоления неплатежей //Рынок  ценных бумаг. – 1996. - №19 (сент.).

4. Афанасьев М., Кузнецов П., Исаева  П. Кризис платежей в России //Вопросы экономики. – 1995. - №8.

5. Бабаева С. ВЧК: показательное наступление: Бюджет, налоги, неплатежи

 

//Московские новости. – 1996. –  27 окт. – 3 нояб.

6. Бобров Г. Неплатежи предприятий:  Переход в новую стадию? // Экономика  и жизнь. – 1995. - №21 (май).

7. Величенков А. Неплатежам и  указы не помеха //Бизнес в России. –

 

1995. – 21 янв.

8. Волконский В., Кузовкин А.  Кризис неплатежей и меры по  его преодолению

 

//Деловой мир. – 1995. – 15-21 мая.

9. Долженкова Л.Д. О подходах  к решению проблемы неплатежей //Деньги и кредит. – 1994. - №8.

10. Иванов В. Варрант выходит на рынок: Новый финансовый инструмент для решения проблемы неплатежей //Экономика и жизнь. – 1996. - №42 (окт.).

11. Илларионов А. Бремя государства:  Инфляция: Экономика и государство

 

//Вопр. экономики. – 1996. - №9.

12. Крупнов Ю.С. О платежном кризисе: Неплатежи // Финансы. – 1995. -№4.

13. Маневич В., Одесс В. Неплатежи:  перманентное обострение // Риск. –

 

1997. - №1.

14. Найдена причина неплатежей: Основные положения документа  «О причинах неплатежеспособности  предприятий и мерах по ее устранению»

 

//Коммерсантъ. – 1994. – 13 сент.

15. Неплатежи и меры их ликвидации // Деловой мир. – 1995. –10-16 апр.

16. Смирнов С. От кризиса платежей  – к финансовой устойчивости:

 

 Перестрахование // Экономика  и жизнь. – 1995. - №9 (март).

17. Шмелев Н. Жлобская система:  Кризис неплатежей // Интерфакс-АиФ.  –

 

1996.- 23-29 сент.

18. Шмелев Н. Неплатежи – проблема  номер один российской экономики  //

 

 Вопросы экономики. – 1997. - №4.

19. Кузнецов П. Финансы промышленности  России: новый виток неплатежей //

 

 РЦБ, 1998. №15.

20. Делягин М. Финансовое положение  отраслей в условиях платежного  кризиса

 

// РЦБ, 1998. №15.

21. Меньшикова О. Заработная  плата или «пособие по труду» // Вопросы экономики 1998. №1.

 

-----------------------

referat911.ru

Кризис неплатежей в РФ

Казанский Государственный Университет

имени В. И. Ульянова – ЛенинаВысшая школа управления и бизнесаКафедра экономической теорииКурсовая работа на тему:Кризис неплатежей в РФ и РТ

и меры его преодоления

Выполнила: студентка гр. 1487

Сираева А. М.Научный руководитель:    Сульдина Г. А.Казань, 1999 г.

Содержание

Стр. №
Введение 3
1.     Неплатежи: понятие, причины. 4
2.1                   Понятие неплатежей. 4
2.1                   Причины неплатежей в РФ в 90 – х годах 5
2.     Проблема неплатежей: реальность и последствия. 11
2.1                   Кризис неплатежей в РФ и РТ. 11
2.1                   Последствия кризиса неплатежей. 18
3.     Меры по преодолению кризиса неплатежей. 3
Заключение. 30
Список используемой литературы. 32

Введение

Проблема взаимных неплатежей предприятий стала одной из центральных после либерализации цен в 1992 году. Неплатежи имели место и до реформ, но в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания. По мере отказа от практики перекладывания проблем отдельных предприятий на плечи государства неплатежи стали показателем степени их адаптации к рыночным условиям хозяйствования.

Неплатежи предприятий свойственны и странам с развитой рыночной экономикой. Наличие неплатежей напрямую не связано с финансовым неблагополучием. Это действенный метод приспособления предприятия к конкретным условиям функционирования и ситуации на рынке, особенно в фазе ограничения банковского кредита. В западных экономиках крупные и авторитетные компании могут позволить себе задерживать платежи, в то время как для небольших и неизвестных фирм соблюдения платежной дисциплины ими самими и другими компаниями по отношению к ним - вопрос выживания.

Наряду с нормально функционирующими фирмами в любой экономике существует нежизнеспособные, неэффективные или просто нечестно работающие предприятия. При этом важно, чтобы неплатежи перестали быть проблемой, затрагивающей экономику в целом, которую должно решать все общество. Финансовое благополучие или неблагополучие отдельного предприятия должно касаться, прежде всего, данного предприятия.

Сегодня преодоление кризиса неплатежей является одной из самых актуальных задач. В настоящее время необходимо усовершенствовать меры по сокращению неплатежей. Ведь это является залогом успеха многих стабилизационных программ в России.

Таким образом, в своей работе я рассмотрю такие важные для экономики России понятие как кризис неплатежей, причины данного кризиса, а также меры по его преодолению.1.     Неплатежи: понятие, причины.

2.1                   Понятие неплатежей.

В России неплатежами считаются все платежные поручения, не оплаченные после доставки товаров или оказания услуг по наступлении срока платежа. В западных странах поставщики дают, согласно законодательству, своим потребителям от 30 до 90 дней для того, чтобы оплатить счета, только по истечении этого срока задолженность считается просроченной. Это отражает нормальные отношения доверия и взаимопонимания предприятий-участников в рыночной системе.

По некоторым оценкам специалистов МВФ, во Франции, где коммерческие кредиты, предоставляемые предприятиями друг другу, составляют     38 % ВВП, около половины из них являются просроченными. В Великобритании величина просроченного коммерческого кредита равна 12 % ВВП (весь коммерческий кредит – 20 % ВВП), а в Швеции – 8 % (весь коммерческий кредит – 21 % ВВП).

Следует отметить, что эти цифры касаются задолженности покупателей (выданные средства), а расчеты РЦЭР при правительстве  России - задолженности поставщикам (полученные средства).  Неплатежи,  в том числе и в российской экономике, рассматриваются западными специалистами как просроченный коммерческий кредит. По мнению российских экономистов, такой подход неправомерен, поскольку в случае с неплатежами отсутствует один из главных признаков кредита - добровольность его предоставления[1].

В итоге довольно значительны расхождения в статистических оценках величины неплатежей. Просроченный коммерческий кредит в российской экономике, к которому специалисты МВФ приравнивают неплатежи, составляет, по их расчетам, около 7 – 8 % ВВП (в среднем за годы реформ), по нашим же данным, неплатежи в промышленности равнялись в разные периоды 3 – 5 % ВВП (применительно ко всей экономике – 4 – 6 % ВВП). [18]

Оценки неплатежей завышаются из-за отсутствия адекватных стандартов учета и отчетности - неясно, начиная с какого момента, краткосрочная задолженность переходит в разряд неплатежей. В  России задолженность считается просроченной после того, как предприятие-кредитор признает ее таковой. Это может произойти непосредственно по истечении срока платежа либо через определенное время.

Только с 1 октября 1994 г. Госкомстат России стал публиковать данные о просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев и ее доле во всех неплатежах. В начале сбора этих сведений она составляла 70 % общей суммы просроченной кредиторской задолженности, однако на протяжении всего текущего года ее величина колеблется около отметки 60 % .

Существуют расхождения в трактовках самого понятия “неплатежи”. Во многом последующие оценки и ход рассуждений основываются на различных определениях неплатежей.

В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя совокупную просроченную задолженность предприятий другим предприятиям (поставщикам), государству (по платежам в бюджет и внебюджетные фонды), работникам (по средствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по банковским кредитам).

“Классическим” видом неплатежей в узком смысле этого слова является просроченная задолженность предприятий своим поставщикам. При этом большая часть     неплатежей     нефинансового      сектора        России     приходится на промышленность, примерно 30 % - на сельское хозяйство, строительство и транспорт. Доля промышленности в неплатежах в России на протяжении 1994-1995гг. немного превышала 70 %. Поэтому основной предмет рассмотрения моей работы - неплатежи как просроченная задолженность промышленных предприятий своим поставщикам.

2.1                   Причины неплатежей В РФ в 90-х годах.

www.coolreferat.com

Кризис неплатежей в РФ - часть 5

Пора коренным образом изменить кредитную политику, проводимую в настоящее время. Процентные ставки за кредит должны быть соизмеримы с применяемыми в мировой практике, это, во-первых. Во-вторых, необходимо широкое применение в деятельности банков системы факторинга и клиринга.

Нежелание банков оказывать подобные услуги серьезно усугубили кризис платежеспособности. Однако сложившаяся конкретная ситуация требует скорейшего внедрения в практику банковской деятельности экономических методов. Чем быстрее банки превратятся из ростовщиков ссудным капиталом в равноправных партнеров всех экономических субъектов, кровно заинтересованных в конечном результате, тем скорее возрастающая геометрическая прогрессия взаимных неплатежей превратится в убывающую. Экономическая политика, проводимая Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Татарстан должна быть направлена на создание эффективно действующей финансово-кредитной инфраструктуры государства.

Последствия кризиса неплатежей.

Падение производства в России за годы реформ по своим масш­табам и длительности значительно превысило все известные в ис­тории кризисы мирного времени, включая Великую депрессию 1929 – 1933 гг. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой и пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4-5 раз, госзаказы оборонной промышлен­ности – в 3 - 4, капиталовложения в экономику из всех источников – в 4 - 5, расходы на научные исследования и конструкторские разработки - в 10, а по отдельным направлениям – в 15 - 20 раз. [12]

Требуемая для российской экономики структурная перестройка сегодня выражается лишь в резком сокращении и выбытии производственных мощностей в депрессивных отраслях и регионах. Здесь можно назвать угольную, оборонную и химическую отрасли. Ивановскую область с ее текстильной промышленностью. Но такая позитивная сторона структурной перестройки, как наращивание производства в перспективных отраслях и регионах на основе новых капиталовложений, пока полностью отсутствует. В масштабах всего народного хозяйства структурная перестройка выражается, по существу, лишь в стихийном приспособлении населения к новым реальностям, например, в возникновении 10-миллионной армии "челноков".

Одним из самых сильных побудительных мотивов радикальных экономических реформ была всеобщая демонетизация советской экономики к 1991 г., паралич всей ее денежной системы и воз- 1 вращение страны в "каменный век" - век всеобщего натурального 1 обмена. Печальный парадокс, но, совершив в 1992-1993 гг. полный круг, российская экономика (правда, по другим уже причинам) опять вернулась в то же самое состояние.

Одно из очевидных последствий такого положения - подавлен­ная, скрытая инфляция, которая, как известно, в долгосрочном пла­не гораздо более вредна и разрушительна для экономики, чем инфля­ция открытая. Но еще большую тревогу вызывает искусственный развал экономики страны на два параллельно существующих и лишь отчасти связанных между собой сектора (рынка), каждый из кото­рых живет по своим собственным законам: более слабый в реальнос­ти денежный сектор, значительную часть которого к тому же обслу­живают "черный нал" и доллары, и мощный, но загнанный почти в подполье сектор натурального обмена, представляющий собой отнюдь не современный, а уродливый, поистине средневековый рынок.

Недобор налогов и бюджетный кризис, судя по всему, могут при­обрести в России хронический характер. В 1996 г. уровень сбора нало­гов против планируемого лишь ненамного превысил 70 %. В январе 1997 г. был собран только 41 % предполагавшихся налоговых доходов, то есть результат хуже "провального" прошлогоднего (правда, к марту положение удалось несколько выправить). По оценкам ряда экспертов, и доходная, и расходная части бюджета 1997 г. необоснованно завыше­ны на 60-130 трлн. руб., или на 12 -25 % общих бюджетных расходов. Это означает в то же время реальную угрозу роста неплатежей в бюджет на 50-60 трлн. руб. и может породить новую волну общих просрочен­ных задолженностей во всей экономике России на 300-400 трлн. руб.

Серьезным признаком далеко зашедшего "нездоровья" российс­кой экономики стали также глубокие деформации во всей денежно- кредитной системе страны. Масштабы хронического бюджетного де­фицита и переход к финансированию его за счет выпуска ГКО и других государственных ценных бумаг привели к резкому ускорению роста государственного внутреннего долга и стоимости его обслужи­вания.

Вместе с тем диктуемая этой политикой и практикой величина Учетной ставки Центробанка РФ вплоть до сегодняшнего дня устойчиво поддерживает массовый уход денег из реальной экономики в валют­но-спекулятивную сферу. При наличии легального сверхдоходного Рынка ценных государственных бумаг естественное экономическое поведение предприятий заключается как раз в предоставлении государству займов, а не в уплате ему налогов. То же самое можно сказать и о банковском кредите: при такой учетной ставке инвестиционный бан­ковский кредит остается недоступным для подавляющей части рос­сийской реальной экономики, что усугубляет проблему неплатежей.

Резкое обострение в 1998-1999 гг., социальной напряженности в стране, особенно в депрессивных отраслях и регионах, очевидно, Раз­рушительный эффект неплатежей со стороны государства в особо не­приемлемых формах и больших масштабах находит свое проявление в задержках зарплаты работникам бюджетных организаций, пенсий по старости и инвалидности. Такая линия демонстрирует недопустимо пре­небрежительное отношение властей к человеку и обществу в целом, воз­можность произвольного отказа государства от обязательств перед сво­ими гражданами, равнодушие к их судьбе вплоть до пренебрежения к тому, смогут ли люди, зависящие от государственных выплат, выжить физически в условиях нынешних экономических трудностей. Терпение российского населения, судя по всему, на пределе.

Столь разрушительные неплатежи со стороны государства стали "дурным примером" для экономических субъектов. Поскольку госу­дарство первым открыто и в крупных масштабах нарушает свои обя­зательства, соблюдение которых оно должно обеспечивать как уполно­моченный на то обществом орган порядка, то экономические субъекты воспринимают такое поведение допустимым и оправданным. В итоге основополагающий принцип нормальной хозяйственной жизни - со­блюдение договорных обязательств, обеспечение выполнения которого составляет одну из главных обязанностей государственной власти, - становится объектом произвола.

Важнейшая сторона нынешнего бюджетного кризиса - нарас­тающее ухудшение финансовых отношений между центром и реги­онами. Не сложилась до сих пор стабильная и конституционно зак­репленная формула отношений между ними по поводу доли в налоговых поступлениях и масштабов экономической ответственности за соответствующие расходы. Решает проблемы “перетягивание каната” той и другой сторонами. При этом вся тяжесть налогового бремени ложится в основном на несколько регионов-доноров федерального бюджета. На датируемые же регионы приходится не менее 2 /3 всех неплатежей и задолженности.

2. Меры по преодолению кризиса неплатежей.

Не существует какой-либо одной меры или даже комплекса мер, принятие которых в реально сложившихся условиях могло бы ликвидировать кризис неплатежей раз и навсегда. Без устранения глубинных причин общеэкономического характера, серьезнейшей корректировки курса реформ с целью, с одной стороны, усиления государственного вмешательства в экономику, а с другой – создания максимально благоприятных условий для развития истинного частного предпринимательства кризис неплатежей будет неизбежно возобновляться в том или ином виде, как это уже не раз происходило за годы реформ.

Между тем эта дилемма - либо инфляция, либо неплатежи - пред­ставляется в значительной мере искусственной. Существует третий, сре­динный, путь между этими двумя крайностями: умеренный, "точечный" вброс денег в экономику, в ее наиболее узкие места и вместе с тем проведение целенаправленной политики подавления главных причин инфляции. Речь идет прежде всего о таких аспектах этой политики, как выравнивание доходов и расходов бюджета, кредит, антимонопольное регулирование, структурные преобразования вплоть до закрытия не­жизнеспособных производств, массированная поддержка мелкого и сред­него предпринимательства, стимулирование притока иностранных инве­стиций. Вопрос лишь в том, достаточно ли у нынешнего руководства страны понимания проблемы, профессиональной подготовленности и решимости проводить эту политику третьего пути в жизнь.

При нынешней налоговой системе - с ее ничем не оправданным уровнем налогообложения, искусственно суженой налогооблагаемой базой и неэффективной техникой сбора налогов - нереально рассчиты­вать на то, что проблемы бюджета можно решить путем нормального роста его доходной части. Вместе с тем, очевидно, что порочный круг неплатежей, основную вину за который несет государство, необходимо разорвать. Этот прорыв возможен и реален при погашении государст­вом своих обязательств по выполненным, но неоплаченным госзака­зам, по зарплате бюджетной сфере и пенсионной задолженности,

Как на федеральном, так и на региональном уровнях надо про­вести очередной взаимозачет долговых требований и обязательств, что по крайней мере на время ослабит (но, естественно, не решит) проблему неплатежей, оставив лишь сальдо, для погашения которого потребуются дополнительные кредитные вливания.

Для крупных предприятий целесообразно реструктурировать их задолженность с применение понижающих коэффициентов, диф­ференцированных в зависимости от сроков погашения долговых обя­зательств, и под залог их акций или принадлежащего им имущества. Цель - предоставить крупным предприятиям возможность перенести погашение долгов на срок до 3-5-10 лет в зависимости от их места в приоритетах структурной политики. Учитывая нынешние темпы ин­фляции, вполне оправданно либо списать, либо резко сократить раз­мер недоимок по пени и штрафам.

mirznanii.com

Кризис неплатежей в РФ

Казанский Государственный Университет

имени В. И. Ульянова – Ленина

Высшая школа управления и бизнеса

Кафедра экономической теории

Курсовая работа на тему:

Кризис неплатежей в РФ и РТ

Выполнила: студентка гр. 1487

Сираева А. М.

Научный руководитель: Сульдина Г. А.

Казань, 1999 г.

Содержание

Введение

Проблема взаимных неплатежей предприятий стала одной из центральных после либерализации цен в 1992 году. Неплатежи имели место и до реформ, но в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания. По мере отказа от практики перекладывания проблем отдельных предприятий на плечи государства неплатежи стали показателем степени их адаптации к рыночным условиям хозяйствования.

Неплатежи предприятий свойственны и странам с развитой рыночной экономикой. Наличие неплатежей напрямую не связано с финансовым неблагополучием. Это действенный метод приспособления предприятия к конкретным условиям функционирования и ситуации на рынке, особенно в фазе ограничения банковского кредита. В западных экономиках крупные и авторитетные компании могут позволить себе задерживать платежи, в то время как для небольших и неизвестных фирм соблюдения платежной дисциплины ими самими и другими компаниями по отношению к ним - вопрос выживания.

Наряду с нормально функционирующими фирмами в любой экономике существует нежизнеспособные, неэффективные или просто нечестно работающие предприятия. При этом важно, чтобы неплатежи перестали быть проблемой, затрагивающей экономику в целом, которую должно решать все общество. Финансовое благополучие или неблагополучие отдельного предприятия должно касаться, прежде всего, данного предприятия.

Сегодня преодоление кризиса неплатежей является одной из самых актуальных задач. В настоящее время необходимо усовершенствовать меры по сокращению неплатежей. Ведь это является залогом успеха многих стабилизационных программ в России.

Таким образом, в своей работе я рассмотрю такие важные для экономики России понятие как кризис неплатежей, причины данного кризиса, а также меры по его преодолению.

1. Неплатежи: понятие, причины.

2.1 Понятие неплатежей.

В России неплатежами считаются все платежные поручения, не оплаченные после доставки товаров или оказания услуг по наступлении срока платежа. В западных странах поставщики дают, согласно законодательству, своим потребителям от 30 до 90 дней для того, чтобы оплатить счета, только по истечении этого срока задолженность считается просроченной. Это отражает нормальные отношения доверия и взаимопонимания предприятий-участников в рыночной системе.

По некоторым оценкам специалистов МВФ, во Франции, где коммерческие кредиты, предоставляемые предприятиями друг другу, составляют 38 % ВВП, около половины из них являются просроченными. В Великобритании величина просроченного коммерческого кредита равна 12 % ВВП (весь коммерческий кредит – 20 % ВВП), а в Швеции – 8 % (весь коммерческий кредит – 21 % ВВП).

Следует отметить, что эти цифры касаются задолженности покупателей (выданные средства), а расчеты РЦЭР при правительстве России - задолженности поставщикам (полученные средства). Неплатежи, в том числе и в российской экономике, рассматриваются западными специалистами как просроченный коммерческий кредит. По мнению российских экономистов, такой подход неправомерен, поскольку в случае с неплатежами отсутствует один из главных признаков кредита - добровольность его предоставления[1] .

В итоге довольно значительны расхождения в статистических оценках величины неплатежей. Просроченный коммерческий кредит в российской экономике, к которому специалисты МВФ приравнивают неплатежи, составляет, по их расчетам, около 7 – 8 % ВВП (в среднем за годы реформ), по нашим же данным, неплатежи в промышленности равнялись в разные периоды 3 – 5 % ВВП (применительно ко всей экономике – 4 – 6 % ВВП). [18]

Оценки неплатежей завышаются из-за отсутствия адекватных стандартов учета и отчетности - неясно, начиная с какого момента, краткосрочная задолженность переходит в разряд неплатежей. В России задолженность считается просроченной после того, как предприятие-кредитор признает ее таковой. Это может произойти непосредственно по истечении срока платежа либо через определенное время.

Только с 1 октября 1994 г. Госкомстат России стал публиковать данные о просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев и ее доле во всех неплатежах. В начале сбора этих сведений она составляла 70 % общей суммы просроченной кредиторской задолженности, однако на протяжении всего текущего года ее величина колеблется около отметки 60 % .

Существуют расхождения в трактовках самого понятия “неплатежи”. Во многом последующие оценки и ход рассуждений основываются на различных определениях неплатежей.

В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя совокупную просроченную задолженность предприятий другим предприятиям (поставщикам), государству (по платежам в бюджет и внебюджетные фонды), работникам (по средствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по банковским кредитам).

“Классическим” видом неплатежей в узком смысле этого слова является просроченная задолженность предприятий своим поставщикам. При этом большая часть неплатежей нефинансового сектора России приходится на промышленность, примерно 30 % - на сельское хозяйство, строительство и транспорт. Доля промышленности в неплатежах в России на протяжении 1994-1995гг. немного превышала 70 %. Поэтому основной предмет рассмотрения моей работы - неплатежи как просроченная задолженность промышленных предприятий своим поставщикам.

2.1 Причины неплатежей В РФ в 90-х годах.

Искусственная нехватка денег в стране

В каждой стране, будь то страна с переходной экономикой, или страна с развитой рыночной экономикой, существуют свои причины кризиса неплатежей. В России же, с ее специфическими особенностями не только экономики, но и политики, а также географическими особенностями. Неплатежи вызывают различные проблемы. Однако среди них можно выделить наиболее важные: искусственная нехватка денег в стране, несовершенство налоговой политики, преднамеренная неоплата государственных заказов, задержка пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, неконкурентоспособность отечественной продукции, монополистическое ценообразование, «прокрутка» денег.

Непреложный факт современной российской действительности - искусственно созданная нехватка денег в обращении, демонетизация экономики и возвращение ее в состояние всеобщего натурального обме­на. В странах, сопоставимых с Россией по уровню экономического раз­вития, количество наличных и безналичных денег в обращении (денежный агрегат М2) в нормальных условиях находится на уровне 80 % ВВП, в США - даже 120 %. У нас же в октябре 1996 г. этот показатель составлял 10 –12 % (в 1991 г. – 70 %). Подобное положение является следствием сознательно проводившейся в 1992-1995 гг. политики резкого сокращения денеж­ной массы и платежеспособного спроса. За эти годы цены в стране выросли примерно в 8,5 тыс. раз, количество же наличных и безна­личных денег в обороте увеличилось в 230 раз.

Между тем искусственный "голод" на деньги, столь резко сокративший потребительский спрос и лишив­ший предприятия оборотных средств, подвел экономику к такой чер­те, за которой явственно проглядывается опасность всеобщего эконо­мического и бюджетно-финансового паралича. Времени на постепен­ное, растянутое по срокам выравнивание денежной массы и потреб­ностей рынка в деньгах в России уже нет.

Обесценение сбережений, снижение доходов основного внутренне­го потребителя, искусственная нехватка оборотных средств у предприя­тий привели к резкому сокращению внутреннего платежеспособного спроса, то есть к сжатию внутреннего рынка, что и явилось главной причиной экономического спада. По имеющимся оценкам, действием этого фактора можно объяснить до 57 % общего объема падения произ­водства. На второй по значению фактор - потерю партнеров в бывших советских республиках и странах бывшего СЭВ - приходится 35 %. И наконец, на третий фактор - снижение конкурентоспособности отече­ственных производителей из-за ужесточения налогового пресса и заме­щения их продукции импортом – 8 %.

Преднамеренная неоплата государственных заказов, задержка пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы

Снижение темпов инфляции в стране было достигнуто прежде всего ценой дезорганизации всей бюджетной сферы, и одним из ее проявлений стали неплатежи. По мере углубления курса на искусст­венное сокращение денежной массы основную роль в развитии кри­зиса неплатежей примерно с 1993-1994 гг. начала играть именно про­водимая правительством сознательная политика длительной неопла­ты выполненных государственных заказов, недофинансирования ут­вержденных парламентом статей бюджетных расходов и как след­ствие задержек выплат пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы, которые составляют около половины всех работающих в стране.

mirznanii.com


.