Горячий ветер 2022

Коломенский кайт клуб "Семь ветров" при поддержке Комитета по физической…

Как Валерий Шувалов снег убирал в 2022 году

Руководитель администрации города Валерий Шувалов проверил лично, как происходит расчистка…

В доме красногорского стрелка нашли долговые расписки Рассказова

В доме убийцы нашли черную бухгалтерию, где фигурируют крупные суммы,…

Дальнобойщики против "Платона"

Дальнобойщики бастуют по всей России. «Недовольство растет. Власти это замалчивают».…

«
»

«Дилемма заключенного». Почему в России не приживается закон о реструктуризации долгов. Закон о реструктуризации


Скандальный закон о реструктуризации кредитов переголосуют

В БПП заявляют, что не поддержат закон.

Группа депутатов фракции "Блок Петра Порошенко" зарегистрировала проект Постановления относительно нарушения голосования во время рассмотрения законопроекта о возвращении валютных кредитов (1558-1).

Об этом в эфире телеканала ICTV заявил первый заместитель председателя фракции "БПП" в парламенте Игорь Кононенко, сообщает пресс-служба Блока, пишет Хроника.инфо

"На следующей неделе, если будет внеочередное заседание парламента, через неделю - на плановом заседании – этот закон будет переголосован", - заявил он.

"Наша фракция не даст ни одного голоса за него, потому что этот законопроект несет за собой более чем 90 млрд грн убытков для банковской системы страны. По сути – его невозможно реализовать. Если он будет реализован, то это крах для банковской системы Украины", – подчеркнул Кононенко.

Как сообщал УНИАН, 2 июля Верховная Рада в третьем чтении приняла законопроект № 1558-1, за который проголосовали 229 народных депутатов при необходимых 226.

В первом чтении законопроект был рассмотрен Верховной Радой 9 апреля. Тогда парламентарии поддержали законопроект. Он, в частности, предусматривал, что все банки по письменному заявлению граждан Украины, которые имеют невыполненные обязательства по кредитным договорам в иностранной валюте, обязаны в течение месяца провести реструктуризацию обязательства по кредитному договору по официальному курсу НБУ на дату заключения кредитного договора. При этом при реструктуризации разрешалось списывать курсовую разницу на убытки банков и не повышать процентную ставку за пользование кредитом.

Министерство финансов и Национальный банк выступали резко против законопроекта и называли его крайне опасным для банковской системы страны, поскольку в случае реализации указанных положений законопроекта банковская система потеряет способность придерживаться обязательных нормативов капитала, что приведет к необходимости немедленной капитализации банков, в том числе государством, через рефинансирование.

Читайте также: Закон о реструктуризации кредитов направлен на уничтожение банковской системы, – Лановой

В частности, министр финансов Украины Наталия Яресько назвала принятый закон «популизмом и вызовом справедливости», а министр экономики Айварас Абромавичус подчеркнул, что этот закон противоречит обязательствам Украины перед ключевым кредитором страны – Международным валютным фондом.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

hronika.info

Законопроектная деятельность - Правительство России

Распоряжение от 31 июля 2022 года №1641-р. Законопроект направлен на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц и предусматривает введение новой реабилитационной процедуры – реструктуризация долгов. С целью создания дополнительных стимулов для использования должниками такой процедуры разрешения финансовых проблем законопроектом предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц» (далее – законопроект) подготовлен Минэкономразвития России в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)» (утверждён распоряжением Правительства от 24 июля 2022 года №1385-р).

Законопроект направлен на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц и предусматривает введение новой реабилитационной процедуры – реструктуризация долгов.

С целью создания дополнительных стимулов для использования должниками такой процедуры разрешения финансовых проблем законопроектом предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено действующей редакцией Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.

Также предусматривается, что по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом должник может быть признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. Такой подход позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Законопроектом определяется порядок проведения процедуры реструктуризации долгов, в соответствии с которым в течение четырёх месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план их реструктуризации (далее – план). Право предложить свой план в течение такого срока также предоставляется конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления).

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 27 июля 2022 года.

government.ru

Закон о финансовой реструктуризации

14 июня 2022 года Верховная Рада Украины приняла Закон “О финансовой реструктуризации” (далее – Закон о реструктуризации), которым предусмотрена процедура добровольной реструктуризации для должников – юридических лиц. Закон должен вступить в силу через три месяца после его опубликования и будет действовать три года.

Под процедурой финансовой реструктуризации подразумевается  комплекс мер по реструктуризации денежного обязательства и / или хозяйственной деятельности должника, которые осуществляются на условиях и в порядке, установленными Законом о реструктуризации. Целью такой процедуры является восстановление хозяйственной деятельности должника-юридического лица, находящегося в критическом финансовом положении.

Для этих целей Законом о реструктуризации предусмотрено создание сразу нескольких новых органов: наблюдательного совета, секретариата, арбитража.

Наблюдательный совет является координационным органом по вопросам организации и проведения процедуры финансовой реструктуризации. Наблюдательный совет состоит из девяти человек – по одному представителю от Национального банка Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономического развития и торговли Украины и Министерства юстиции Украины, пятерых представителей объединений участников финансовых рынков, объединений представителей бизнеса, экспертов рынка, кандидатуры которых проходят обсуждения на открытом заседании комитета Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относятся вопросы регулирования рынков финансовых услуг, который путем принятия решения делегирует таких представителей в наблюдательный совет.

Секретариат создается наблюдательным советом. Основной задачей Секретариата является информационно-аналитическое, организационное и административное обеспечение проведения процедуры финансовой реструктуризации.  Секретариат в своей деятельности подотчетен наблюдательному совету.

Арбитражный комитет образуется наблюдательным советом и состоит из председателя и двух заместителей председателя. Привлеченные кредиторы вправе передать на рассмотрение в арбитраж любой спор, возникающий во время проведения процедуры финансовой реструктуризации. Спор может быть передан на рассмотрение в арбитраж при наличии арбитражного соглашения, которое заключается в виде: арбитражной оговорки в рамочном договоре; письменного согласия должника в заявлении о реструктуризации; арбитражной оговорки в согласии кредитора на реструктуризацию. Процедура рассмотрения спора в арбитраже проводится в соответствии с арбитражным регламентом.  Арбитражный регламент утверждается наблюдательным советом.

Начало процедуры реструктуризацииПроцедура финансовой реструктуризации проводится без обращения в суд путем переговоров между должником, его связанными лицами и привлеченным кредиторами.  В случае если в процедуре финансовой реструктуризации возникает спор, привлеченный кредитор имеет право обратиться для его решения в арбитраж путем уведомления о споре. Рассмотрение спора осуществляется в соответствии с арбитражным регламентом.  

Должник вправе инициировать проведение процедуры финансовой реструктуризации путем подачи письменного заявления о реструктуризации в секретариат при отсутствии открытого производства по делу о банкротстве или отсутствии осуществления санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве. К заявлению прилагается согласие привлеченных кредиторов на реструктуризацию, которое должно быть подписано одним или несколькими финансовыми учреждениями, ни одна из которых не является связанным лицом должника, которым принадлежит не менее 50 процентов общей суммы требований финансовых учреждений к должнику, за исключением требований связанных лиц.

В случае если на дату начала процедуры финансовой реструктуризации в хозяйственный суд подано заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве должника, привлеченный кредитор или должник вправе до принятия судом постановления о возбуждении производства по делу о банкротстве подать ходатайство о приостановлении процедуры банкротства.К ходатайству прилагаются доказательства регистрации секретариатом согласия на реструктуризацию должника.

Хозяйственный суд:– приостанавливает рассмотрение заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве до дня завершения процедуры финансовой реструктуризации;– возобновляет рассмотрение заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве, если по результатам процедуры финансовой реструктуризации не был утвержден план реструктуризации должника;– отказывает в возбуждении производства по делу о банкротстве должника, если по результатам процедуры финансовой реструктуризации был утвержден план реструктуризации, который предусматривает удовлетворение или реструктуризацию требований кредитора (кредиторов), которые подали заявление о возбуждении дела о банкротстве должника.

Мораторий

Со дня начала проведения процедуры финансовой реструктуризации вводится мораторий.Мораторий действует до завершения процедуры финансовой реструктуризации, но не более чем в течение 90 дней. Указанный срок может быть продлен по соглашению привлеченных кредиторов, на срок, который не может превышать 90 дней. Общий срок действия моратория не может превышать 180 дней. Привлеченные кредиторы (кроме связанных лиц) вправе принять решение о прекращении действия моратория в любое время после начала проведения процедуры финансовой реструктуризации.

В течение действия моратория запрещается:1. выполнять должнику требования кредиторов, за исключением случаев, когда такое исполнение требований согласовано привлеченным кредиторами и должником как часть проведения обычной хозяйственной деятельности в период проведения переговоров;2. принудительно обращать взыскание на имущество должника и имущество, переданное третьими лицами в обеспечение исполнения обязательств должника перед привлеченными кредиторами, на основании исполнительных документов, а также на основании исполнительной надписи нотариуса или путем любого другого внесудебного способов обращения взыскания;3. заключать соглашения о залоге или ипотеке имущества должника, за исключением случаев, когда заключение таких соглашений необходимо для получения финансирования при проведении процедуры финансовой реструктуризации;4. совершать действия с целью получения во владение имущества должника или получения контроля над имуществом должника, в том числе путем заключения любых договоров;5. зачислять встречные однородные требования;6. отчуждать, в том числе реализовывать, и принудительно обращать взыскание на необоротные активы должника, которые не являются предметом залога (ипотеки) на дату начала процедуры реструктуризации, на основании исполнительных документов, а также на основании исполнительной надписи нотариуса или путем любого другого внесудебного способа обращения взыскания.

В течение действия моратория:1. не начисляется неустойка (штраф, пеня) или другие финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по удовлетворению должником каких-либо требований, на которые распространяется мораторий;2. останавливается течение исковой давности и любого другого срока, установленного законом или договором, в том числе срока на предъявление требования к поручителям, в рамках которого кредиторы могут реализовывать свои права.

Действие моратория не распространяется на требования кредиторов, которые не являются привлеченными кредиторами , а также требования по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан, и требования по выплате задолженности по заработной плате перед работающими и уволенными работниками. В то же время, действие моратория распространяется на любые требования связанных лиц должника.

План реструктуризацииПлан реструктуризации разрабатывается должником (должниками в случае принятия решения о проведении совместной процедуры финансовой реструктуризации) вместе с кредиторами, которые являются связанными лицами должника, привлеченным кредиторами и инвесторами (при наличии). План реструктуризации может предусматривать реструктуризацию денежных обязательств и / или хозяйственной деятельности должника путем:

1. внесения изменений в кредитные договоры, в том числе погашения задолженности отдельными траншами (рассрочки), пересмотр сроков погашения, изменение валюты выполнения обязательства, размера процентных ставок, в том числе установление их на уровне ниже себестоимости привлечения средств, и полной остановке начисления процентов или других условий, связанных с соответствующим кредитным договором или обеспечением по такому кредитному договору;2. внесение изменений в другие заключенные договоры, условия долговых обязательств или изменения формы таких обязательств;3. предоставление нового финансирования должнику. При этом обязанность предоставления нового финансирования возлагается на кредитора исключительно с согласия такого кредитора;4. отчуждение имущества должника, залогодателя (ипотекодателя) с сохранением или без сохранения ипотеки, залога или других видов обеспечения в отношении такого имущества. При этом средства, полученные от отчуждения имущества, находящегося в залоге (ипотеке), направляются на погашение требований залогодержателя (ипотекодержателя) такого имущества в пределах требований, обеспеченных таким залогом (ипотекой) и т.д.

План реструктуризации может предусматривать разделение привлеченных кредиторов на категории в зависимости от вида требований и наличия (отсутствия) обеспечения требований таких кредиторов и предусматривать различные условия удовлетворения требований для кредиторов соответствующих категорий.План реструктуризации утверждается на собрании привлеченных кредиторов. План реструктуризации считается утвержденным и обязательным для исполнения должником, его связанными лицами и поручителями, а также всеми вовлеченными кредиторами, если за него проголосовали все вовлеченные кредиторы. В случае если за утверждение плана реструктуризации проголосовали привлечены кредиторы, которым принадлежит более двух третей требований, для окончательного принятия решения об утверждении плана реструктуризации спор передается любым вовлеченным кредитором в арбитраж.  Условия утвержденного плана реструктуризации являются обязательными для всех привлеченных кредиторов, включая кредиторов, которые не принимали участия в голосовании или голосовали против утверждения плана реструктуризации, и имеют преимущественную силу над положениями любых договоров, заключенных между привлеченными кредиторами и должником, поручителями и / или имущественными поручителями должника (в случае их включения в план реструктуризации).

Залог и ипотекаСогласование сторонами плана реструктуризации не является новацией и не ведет к прекращению договоров по обеспечению выполнения обязательств, в том числе договоров ипотеки или залога имущества должника и / или поручителя, если стороны не договорились об ином.Договоры об обеспечении исполнения обязательств, в том числе договоры ипотеки или залога имущества должника, остаются в силе и не изменяют приоритет обременения, если иное не предусмотрено планом реструктуризации, при условии согласия обеспеченного кредитора, в пользу которого создано обеспечение.Если планом реструктуризации предусмотрено изменение объема, условий и приоритета ипотеки, залога или обременения, обеспеченный кредитор, являющийся залогодержателем (ипотекодержателем), и должник (поручитель) в течение 10 рабочих дней с момента подписания плана реструктуризации должны внести изменения в соответствующие договоры ипотеки, залога или обременения имущества должника (поручителя) и в случае необходимости принять меры к регистрации изменений сведений об обременении.Изменение приоритета на предмет обеспечения осуществляется с согласия залогодержателя (ипотекодержателя).Завершение процедуры реструктуризации

Процедура финансовой реструктуризации считается завершенной с момента наступления любого из следующих событий:1. подписание плана реструктуризации;2. отзыва должником своего заявления о реструктуризации в течение 30 календарных дней с момента ее подачи в секретариат путем подачи письменного заявления должником;3. представление в секретариат привлеченными кредиторами, ни один из которых не является связанным лицом и которым принадлежит более 50 процентов требований всех привлеченных кредиторов без учета требований связанных лиц, письменного заявления о том, что переговоры по поводу реструктуризации были прекращены без достижения согласия ;4. истечения срока.

Автор: Екатерина Гутгарц

Поделиться ссылкой:

veridical.in.ua

Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина - с изменениями, проверено 27.09.2022 - Закон о банкротстве - Законы Российской Федерации

Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.

2. С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия:

  • срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим;
  • требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина. Аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения этой процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина.

Соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными.

3. По ходатайству кредитора или финансового управляющего арбитражный суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в том числе наложить запрет на распоряжение частью имущества гражданина, включая запрет на проведение торгов по продаже имущества гражданина.

4. Введение реструктуризации долгов гражданина является основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного кредитора в неденежной форме. Об одностороннем отказе может быть заявлено в процессе установления требований кредитора к гражданину в деле о его банкротстве.

5. В ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок:

  • по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств;
  • по получению и выдаче займов, получению кредитов, выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина;
  • по передаче имущества гражданина в залог.

В случае наличия разногласий по поводу совершения указанных сделок у гражданина и финансового управляющего они вправе обратиться за разрешением таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина.

С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2022 N 222-ФЗ.

5.1. Гражданин вправе открыть специальный банковский счёт и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счёте, не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц.

По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счёте должника, которыми гражданин вправе ежемесячно распоряжаться.

Денежными средствами, размещенными на иных счетах (вкладах), должник распоряжается на основании предварительного письменного согласия финансового управляющего.

В случае совершения кредитными организациями операций по банковским счетам и банковским вкладам гражданина, включая счёта по банковским картам, с нарушением правил, установленных настоящим пунктом, кредитные организации могут быть привлечены к ответственности только в том случае, если к моменту проведения операции кредитная организация знала или должна была знать о введении реструктуризации долгов гражданина с учётом пункта 3 статьи 213.7 и абзаца восьмого пункта 8 статьи 213.9 настоящего Федерального закона.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2022 N 222-ФЗ.

dogovor-urist.ru

Законопроект о введении новой реабилитационной процедуры в делах о банкротстве юрлиц

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • "Горячие" документы
  • Проект Федерального закона N 239932-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

 

Проект Федерального закона N 239932-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

Предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство. Если из представленного должником отзыва с приложением отчета о финансовом состоянии должника или иных доказательств очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения.

Детально регламентируется процедура реструктуризации долгов. В частности, в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план реструктуризации долгов. Конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления) предоставляется право предложить свой план в течение указанного срока.

Планом могут быть предусмотрены различные варианты управления должником в ходе процедуры реструктуризации долгов, в том числе:

сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия с условием их обязательного предварительного согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов;

возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;

переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов.

Также предусматриваются специальные правила для кредиторов, интересы которых не затрагиваются планом. При этом условия удовлетворения требований кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не могут быть лучше условий любых других конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, интересы которых затрагиваются планом, за исключением кредиторов, одобривших соответствующий план. Условия плана для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против его одобрения, за исключением лиц, заинтересованных по отношению к должнику, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его одобрение, кроме кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.

Предполагается, что соответствующий федеральный закон вступит в силу с 1 октября 2022 года.

 

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 02.08.2017

Поделиться ссылкой:

www.consultant.ru

Закон о финансовой реструктуризации. Особенности процедуры

14 июня 2022 года Верховная Рада Украины приняла Закон "О финансовой реструктуризации" (далее – Закон о реструктуризации), которым предусмотрена процедура добровольной реструктуризации для должников - юридических лиц. Закон должен вступить в силу через три месяца после его опубликования и будет действовать три года. Подробнее расскажет prostopravo.

Под процедурой финансовой реструктуризации подразумевается  комплекс мер по реструктуризации денежного обязательства и / или хозяйственной деятельности должника, которые осуществляются на условиях и в порядке, установленными Законом о реструктуризации. Целью такой процедуры является восстановление хозяйственной деятельности должника-юридического лица, находящегося в критическом финансовом положении.

Для этих целей Законом о реструктуризации предусмотрено создание сразу нескольких новых органов: наблюдательного совета, секретариата, арбитража.

Наблюдательный совет является координационным органом по вопросам организации и проведения процедуры финансовой реструктуризации. Наблюдательный совет состоит из девяти человек - по одному представителю от Национального банка Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономического развития и торговли Украины и Министерства юстиции Украины, пятерых представителей объединений участников финансовых рынков, объединений представителей бизнеса, экспертов рынка, кандидатуры которых проходят обсуждения на открытом заседании комитета Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относятся вопросы регулирования рынков финансовых услуг, который путем принятия решения делегирует таких представителей в наблюдательный совет.

Секретариат создается наблюдательным советом. Основной задачей Секретариата является информационно-аналитическое, организационное и административное обеспечение проведения процедуры финансовой реструктуризации.  Секретариат в своей деятельности подотчетен наблюдательному совету.

Арбитражный комитет образуется наблюдательным советом и состоит из председателя и двух заместителей председателя. Привлеченные кредиторы вправе передать на рассмотрение в арбитраж любой спор, возникающий во время проведения процедуры финансовой реструктуризации. Спор может быть передан на рассмотрение в арбитраж при наличии арбитражного соглашения, которое заключается в виде: арбитражной оговорки в рамочном договоре; письменного согласия должника в заявлении о реструктуризации; арбитражной оговорки в согласии кредитора на реструктуризацию. Процедура рассмотрения спора в арбитраже проводится в соответствии с арбитражным регламентом.  Арбитражный регламент утверждается наблюдательным советом.

Начало процедуры реструктуризации

Процедура финансовой реструктуризации проводится без обращения в суд путем переговоров между должником, его связанными лицами и привлеченным кредиторами.  В случае если в процедуре финансовой реструктуризации возникает спор, привлеченный кредитор имеет право обратиться для его решения в арбитраж путем уведомления о споре. Рассмотрение спора осуществляется в соответствии с арбитражным регламентом.  

Должник вправе инициировать проведение процедуры финансовой реструктуризации путем подачи письменного заявления о реструктуризации в секретариат при отсутствии открытого производства по делу о банкротстве или отсутствии осуществления санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве. К заявлению прилагается согласие привлеченных кредиторов на реструктуризацию, которое должно быть подписано одним или несколькими финансовыми учреждениями, ни одна из которых не является связанным лицом должника, которым принадлежит не менее 50 процентов общей суммы требований финансовых учреждений к должнику, за исключением требований связанных лиц.

В случае если на дату начала процедуры финансовой реструктуризации в хозяйственный суд подано заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве должника, привлеченный кредитор или должник вправе до принятия судом постановления о возбуждении производства по делу о банкротстве подать ходатайство о приостановлении процедуры банкротства.

К ходатайству прилагаются доказательства регистрации секретариатом согласия на реструктуризацию должника.

Хозяйственный суд:

  • приостанавливает рассмотрение заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве до дня завершения процедуры финансовой реструктуризации;
  • возобновляет рассмотрение заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве, если по результатам процедуры финансовой реструктуризации не был утвержден план реструктуризации должника;
  • отказывает в возбуждении производства по делу о банкротстве должника, если по результатам процедуры финансовой реструктуризации был утвержден план реструктуризации, который предусматривает удовлетворение или реструктуризацию требований кредитора (кредиторов), которые подали заявление о возбуждении дела о банкротстве должника.
Мораторий

Со дня начала проведения процедуры финансовой реструктуризации вводится мораторий.

Мораторий действует до завершения процедуры финансовой реструктуризации, но не более чем в течение 90 дней. Указанный срок может быть продлен по соглашению привлеченных кредиторов, на срок, который не может превышать 90 дней. Общий срок действия моратория не может превышать 180 дней. Привлеченные кредиторы (кроме связанных лиц) вправе принять решение о прекращении действия моратория в любое время после начала проведения процедуры финансовой реструктуризации.

В течение действия моратория запрещается:

  1. выполнять должнику требования кредиторов, за исключением случаев, когда такое исполнение требований согласовано привлеченным кредиторами и должником как часть проведения обычной хозяйственной деятельности в период проведения переговоров;
  2. принудительно обращать взыскание на имущество должника и имущество, переданное третьими лицами в обеспечение исполнения обязательств должника перед привлеченными кредиторами, на основании исполнительных документов, а также на основании исполнительной надписи нотариуса или путем любого другого внесудебного способов обращения взыскания;
  3. заключать соглашения о залоге или ипотеке имущества должника, за исключением случаев, когда заключение таких соглашений необходимо для получения финансирования при проведении процедуры финансовой реструктуризации;
  4. совершать действия с целью получения во владение имущества должника или получения контроля над имуществом должника, в том числе путем заключения любых договоров;
  5. зачислять встречные однородные требования;
  6. отчуждать, в том числе реализовывать, и принудительно обращать взыскание на необоротные активы должника, которые не являются предметом залога (ипотеки) на дату начала процедуры реструктуризации, на основании исполнительных документов, а также на основании исполнительной надписи нотариуса или путем любого другого внесудебного способа обращения взыскания.

В течение действия моратория:

  1. не начисляется неустойка (штраф, пеня) или другие финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по удовлетворению должником каких-либо требований, на которые распространяется мораторий;
  2. останавливается течение исковой давности и любого другого срока, установленного законом или договором, в том числе срока на предъявление требования к поручителям, в рамках которого кредиторы могут реализовывать свои права.

Действие моратория не распространяется на требования кредиторов, которые не являются привлеченными кредиторами , а также требования по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан, и требования по выплате задолженности по заработной плате перед работающими и уволенными работниками. В то же время, действие моратория распространяется на любые требования связанных лиц должника.

План реструктуризации

План реструктуризации разрабатывается должником (должниками в случае принятия решения о проведении совместной процедуры финансовой реструктуризации) вместе с кредиторами, которые являются связанными лицами должника, привлеченным кредиторами и инвесторами (при наличии). План реструктуризации может предусматривать реструктуризацию денежных обязательств и / или хозяйственной деятельности должника путем:

  1. внесения изменений в кредитные договоры, в том числе погашения задолженности отдельными траншами (рассрочки), пересмотр сроков погашения, изменение валюты выполнения обязательства, размера процентных ставок, в том числе установление их на уровне ниже себестоимости привлечения средств, и полной остановке начисления процентов или других условий, связанных с соответствующим кредитным договором или обеспечением по такому кредитному договору;
  2. внесение изменений в другие заключенные договоры, условия долговых обязательств или изменения формы таких обязательств;
  3. предоставление нового финансирования должнику. При этом обязанность предоставления нового финансирования возлагается на кредитора исключительно с согласия такого кредитора;
  4. отчуждение имущества должника, залогодателя (ипотекодателя) с сохранением или без сохранения ипотеки, залога или других видов обеспечения в отношении такого имущества. При этом средства, полученные от отчуждения имущества, находящегося в залоге (ипотеке), направляются на погашение требований залогодержателя (ипотекодержателя) такого имущества в пределах требований, обеспеченных таким залогом (ипотекой) и т.д.

План реструктуризации может предусматривать разделение привлеченных кредиторов на категории в зависимости от вида требований и наличия (отсутствия) обеспечения требований таких кредиторов и предусматривать различные условия удовлетворения требований для кредиторов соответствующих категорий.

План реструктуризации утверждается на собрании привлеченных кредиторов. План реструктуризации считается утвержденным и обязательным для исполнения должником, его связанными лицами и поручителями, а также всеми вовлеченными кредиторами, если за него проголосовали все вовлеченные кредиторы. В случае если за утверждение плана реструктуризации проголосовали привлечены кредиторы, которым принадлежит более двух третей требований, для окончательного принятия решения об утверждении плана реструктуризации спор передается любым вовлеченным кредитором в арбитраж.  

Условия утвержденного плана реструктуризации являются обязательными для всех привлеченных кредиторов, включая кредиторов, которые не принимали участия в голосовании или голосовали против утверждения плана реструктуризации, и имеют преимущественную силу над положениями любых договоров, заключенных между привлеченными кредиторами и должником, поручителями и / или имущественными поручителями должника (в случае их включения в план реструктуризации).

Залог и ипотека

Согласование сторонами плана реструктуризации не является новацией и не ведет к прекращению договоров по обеспечению выполнения обязательств, в том числе договоров ипотеки или залога имущества должника и / или поручителя, если стороны не договорились об ином.

Договоры об обеспечении исполнения обязательств, в том числе договоры ипотеки или залога имущества должника, остаются в силе и не изменяют приоритет обременения, если иное не предусмотрено планом реструктуризации, при условии согласия обеспеченного кредитора, в пользу которого создано обеспечение.

Если планом реструктуризации предусмотрено изменение объема, условий и приоритета ипотеки, залога или обременения, обеспеченный кредитор, являющийся залогодержателем (ипотекодержателем), и должник (поручитель) в течение 10 рабочих дней с момента подписания плана реструктуризации должны внести изменения в соответствующие договоры ипотеки, залога или обременения имущества должника (поручителя) и в случае необходимости принять меры к регистрации изменений сведений об обременении.

Изменение приоритета на предмет обеспечения осуществляется с согласия залогодержателя (ипотекодержателя).

Завершение процедуры реструктуризации

Процедура финансовой реструктуризации считается завершенной с момента наступления любого из следующих событий:

  1. подписание плана реструктуризации;
  2. отзыва должником своего заявления о реструктуризации в течение 30 календарных дней с момента ее подачи в секретариат путем подачи письменного заявления должником;
  3. представление в секретариат привлеченными кредиторами, ни один из которых не является связанным лицом и которым принадлежит более 50 процентов требований всех привлеченных кредиторов без учета требований связанных лиц, письменного заявления о том, что переговоры по поводу реструктуризации были прекращены без достижения согласия ;
  4. истечения срока.

Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что случилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!

www.prostopravo.com.ua

«Дилемма заключенного». Почему в России не приживается закон о реструктуризации долгов. Фото | Бизнес

«Оживление» должника

Ликвидация в процессе банкротства по существующему законодательству — это не единственный вариант развития событий. Действующий закон о банкротстве предусматривает возможность «оживления» должника без ликвидации, возможность внедрения реабилитационных процедур (внешнее управление, финансовое оздоровление), однако, по факту в них из процедуры наблюдения переходит только 8%, а успешно доживают до окончания процедур буквально единицы. Большинство должников в конечном итоге все равно оказываются в ликвидации.

Таким образом, сложившаяся в России практика процедур банкротства в целом сводится к ликвидации предприятий и распродаже их активов. Причем эксперты отмечают, что даже задача передачи активов в руки более эффективных собственников через процедуру торгов не решается, потому что закон и правоприменительная практика таковы, что к моменту торгов от стоимости имущества мало что остается. Практика банков показывает, что если своевременно начать процесс реструктуризации долга и сопроводить его мерами по повышению операционной эффективности, бизнес в подавляющем большинстве случаев удается спасти. Здесь, конечно, нужно сделать оговорку, что бизнес спасти можно, если только не было преднамеренного вывода активов, что, к сожалению, в России встречается часто.

Казалось бы, кредиторы и компании, действуя рационально, должны стремиться к реструктуризации долга, чтобы сохранить бизнес, но… в жизни этого не случается. Почему? Потому что для успешной реструктуризации требуются активные действия обязательно трех сторон: кредиторов, собственников бизнеса и менеджмента компании. У всех участников должна быть общая цель — восстановление бизнеса. И готовность пойти на уступки ради достижения этой цели.

На практике же участники процесса, как правило, впадают в классическую «дилемму заключенного», когда каждый участник стремится обмануть других. Менеджмент компании в кризисе начинает искать новую работу (причем как можно раньше, пока рынок не узнал о проблемах), вместо того, чтобы работать на восстановление компании, потому что в России не развита практика мотивации менеджмента на выход из кризиса, также как практически нет социальных гарантий для высококлассных специалистов.

Акционеры понимают, что просто так компания не выберется: нужны материальные ресурсы, нужно стимулировать менеджмент или менять команду, нужно вернуть выведенные ранее из бизнеса деньги, а альтернатива (они же тоже видят статистику!) — ввести все в управляемую ими процедуру банкротства и скупить нужные активы на торгах за символическую цену. Это оказывается проще, чем вытягивать бизнес из кризиса. Кредиторы видят, что спасать бизнес никто не собирается, и торопятся начать процедуру банкротства, чтобы успеть перехватить контроль у акционеров и спасти хоть что-то себе в погашение. Осложняет все висящий над менеджментом и акционерами дамоклов меч уголовной ответственности или же необходимость, для его избежания, покинуть пределы родины. Именно поэтому в России лишь в 8% случаев проходит реабилитация и в банкротстве все получают 3 копейки с рубля.

Законы о реструктуризации в той или иной форме есть практически во всех развитых странах, начиная с Chapter 11 в США и до недавно принятого (кстати, в теории — неплохого, а правоприменительной практики пока мало) украинского закона «О финансовой реструктуризации». В чем главная цель законодателя? Во-первых, заставить всех интересантов не тащить остатки компании в разные стороны, а включиться в общую работу. Во-вторых, в большинстве случаев в процессе реструктуризации появляется независимое лицо, которое может оценить реалистичность плана реструктуризации и более-менее досконально отслеживать меры по его выполнению. В-третьих, защитить компанию и лояльных кредиторов от попыток нелояльных кредиторов раскачать лодку и взорвать ситуацию.

В чем же подвох? Почему прекрасные ростки никак не приживутся на нашей почве? Чего боятся банкиры? Почему скептичны юристы? С банкротными юристами понятно: банкротство — их хлеб, гонорары тем выше, чем меньше достанется кредиторам, так что реструктуризация им как кость в горле. Опасения всех участников, в конечном итоге, сводятся к нескольким областям: как сделать так, чтобы условия реструктуризации действительно были в интересах всех участников? Как сделать так, чтобы они были реальными и выполнимыми, но в то же время не превратили процедуру реструктуризации в фикцию, когда компания формально генерирует близкий к нулю денежный поток, продолжает деятельность, но кредиторы ничего не получают? Как реально контролировать денежные потоки компании, чтобы предотвратить кормление акционеров за счет кредиторов? Как прекратить реструктуризацию, если они идет не так, как договаривались?

На мой взгляд, решение сводится к следующим областям:

1. Смена парадигмы некоторых акционеров с шорт-термизма (то есть стремления «окэшиться» еще на этапе построения бизнеса) на создание долгоиграющей бизнес-модели и создание доверия с кредиторами.

2. Честное признание резервов по проблемной задолженности банками. В наше время, когда резервы часто недосформированы, кредиторам сложно признать проблему и начать заниматься реструктуризацией долга. Надеюсь, что внедрение МСФО 9 в банках частично эту проблему решит.

3. Ведение предприятиями качественной и прозрачной отчетности. Сейчас очень часты случаи, когда банки принимают решения, опираясь на бухгалтерскую отчетность, никак не отражающую справедливое положение дел в компании или группе компаний — и, как следствие, решения эти не самые оптимальные.

4. Привлечение профессионалов именно в реабилитационных процедурах и наделение их существенными полномочиями с реальными механизмами контроля со стороны ключевых участников процесса. Например, в США для рассмотрения таких дел действует специальный суд, судьи которого занимаются только и исключительно банкротствами, и в их юрисдикцию передаются все связанные процессы. В некоторых странах обязательно участие профессионального эксперта по реструктуризации.

5. Четкие правила игры: разделение кредиторов на классы, недопущение аффилированных с должником кредиторов к принятию решений, механизмы «навязывания» решения большинства меньшинству, регулирование правил использования и реализации заложенного имущества и т.д.

6. Независимость суда: роль независимого арбитра в процессах реструктуризации — ключевая, ведь именно он балансирует и сводит воедино разнонаправленные интересы огромного числа участников процесса. Ангажированность суда сведет на нет все самые лучшие усилия.

Решит ли вышеизложенные проблемы новый закон? Однозначно, нет. Будет ли этот закон работать без решения этих проблем? Тоже нет. Получается, что отсутствие институтов или неверие в них экономических агентов приводит к потерям каждого участника процесса, и в итоге — к потерям на уровне экономики в целом. Это подробно описано у классиков институциональной экономической теории, и сейчас мы видим отражение теории в реальной жизни. Принятие даже самого прекрасного закона рискует разбиться о быт правоприменительной практики. Но это не значит, что и пытаться не надо.

www.forbes.ru


.