Ставки рефинансирования цб рф история: актуальная ставка на сегодня и динамика учетной ставки Центробанка России

Ставки рефинансирования цб рф история: актуальная ставка на сегодня и динамика учетной ставки Центробанка России

актуальная ставка на сегодня и динамика учетной ставки Центробанка России

Учетная ставка рефинансирования – это показатель, отображающий размер годового процента, под который Центральный банк России кредитует коммерческие банки и другие финансовые учреждения. С 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой. На сегодняшний день она составляет 4,5%.

На что влияет размер ставки

Данный показатель устанавливается 8 раз в год на заседании совета директоров ЦБ РФ и влияет на многие экономические процессы, в частности, на проценты по кредитам и депозитам для населения. Колебания размера ключевой ставки служат индикатором для инвесторов и экономистов – изменения показывают, как государство реагирует на те или иные обстоятельства и в каком положении вообще находится финансовый сектор страны.

Если говорить научным языком, то данный показатель с помощью установленного годового процента регулирует ликвидность банковского сектора. Также ставка рефинансирования используется для расчета пени, штрафов и в процессах налогообложения.

Однозначно можно сказать, что динамика ключевой ставки (соответственно и ставки рефинансирования) отражает экономическую политику государства. Если процент растет – это реакция на нестабильность рынков и меры по сдерживанию инфляции. Размер ставки снижается – экономика вступает в фазу роста, а размер и темпы инфляции позволяют не обращать на себя внимание.

История изменений ставки рефинансирования в таблице и на графике

Впервые после распада СССР ставка рефинансирования российским правительством была установлена 1 января 1992 года. Тогда ее размер составил 20%. Для сравнения, на Украине тогда этот показатель составлял 30%, в Казахстане – 25%.

Минимальная ставка рефинансирования с 1992 года по наше время была установлена в июне этого года – 4,5%.

Максимальная величина ставки рефинансирования ЦБ РФ – 210%. Такая цифра была установлена 15 октября 1993 г. и продержалась полгода, до 28 апреля 1994 г. В тот период российская экономика находилась в хаосе, инфляция измерялась трехзначными числами и ставка, соответственно, не отставала. В новейшей истории России пиковое значение было установлено в декабре 2014 года – 17%. На сегодня даже эта цифра кажется огромной в сравнении с действующими 4,5%.

Наглядно изменения ставки рефинансирования показаны на графике:

График

Также для аналитики колебаний ставки вы можете воспользоваться этой таблицей:

История изменений ставки рефинансирования с 1992 года по сегодняшний день, согласно данным ЦБ РФ
Период действияРазмер (%)
22.06.2020 – по сегодня4,5
27.04.2020 – 21.06.20205,5
10.02.2020 — 26.04.20206
16.12.2019 — 09.02.20206,25
28.10.2019 — 15.12.20196,5
09.09.2019 — 27.10.20197
29.07.2019 — 08.09.20197,25
17.06.2019 — 28.07.20197,5
17.12.2018 — 16.06.20197,75
17.09.2018 — 16.12.20187,5
26.03.2018 — 16.09.20187,25
12.02.2018 — 25.03.20187,5
18.12.2017 — 11.02.20187,75
30.10.2017 — 17.12.20178,25
18.09.2017 — 29.10.20178,5
19.06.2017 — 17.09.20179
02.05.2017 — 18.06.20179,25
27.03.2017 — 01.05.20179,75
19.09.2016 — 26.03.201710
14.06.2016 — 18.09.201610,5
01.01.2016 — 13.06.201611
14.09.2012 — 31.12.20158,25
26.12.2011 — 13.09.20128
03.05.2011 — 25.12.20118,25
28.02.2011 — 02.05.20118
01.06.2010 — 27.02.20117,75
30.04.2010 — 31.05.20108
29.03.2010 — 29.04.20108,25
24.02.2010 — 28.03.20108,5
28.12.2009 — 23.02.20108,75
25.11.2009 — 27.12.20099
30.10.2009 — 24.11.20099,5
30.09.2009 — 29.10.200910
15.09.2009 — 29.09.200910,5
10.08.2009 — 14.09.200910,75
13.07.2009 — 09.08.200911
05.06.2009 — 12.07.200911,5
14.05.2009 — 04.06.200912
24.04.2009 — 13.05.200912,5
01.12.2008 — 23.04.200913
12.11.2008 — 30.11.200812
14.07.2008 — 11.11.200811
10.06.2008 — 13.07.200810,75
29.04.2008 — 09.06.200810,5
04.02.2008 — 28.04.200810,25
19.06.2007 — 03.02.200810
29.01.2007 — 18.06.200710,5
23.10.2006 — 28.01.200711
26.06.2006 — 22.10.200611,5
26.12.2005 — 25.06.200612
15.06.2004 — 25.12.200513
15.01.2004 — 14.06.200414
21.06.2003 — 14.01.200416
17.02.2003 — 20.06.200318
07.08.2002 — 16.02.200321
09.04.2002 — 06.08.200223
04.11.2000 — 08.04.200225
10.07.2000 — 03.11.200028
21.03.2000 — 09.07.200033
07.03.2000 — 20.03.200038
24.01.2000 — 06.03.200045
10.06.1999 — 23.01.200055
24.07.1998 — 09.06.199960
29.06.1998 — 23.07.199880
05.06.1998 — 28.06.199860
27.05.1998 — 04.06.1998150
19.05.1998 — 26.05.199850
16.03.1998 — 18.05.199830
02.03.1998 — 15.03.199836
17.02.1998 — 01.03.199839
02.02.1998 — 16.02.199842
11.11.1997 — 01.02.199828
06.10.1997 — 10.11.199721
16.06.1997 — 05.10.199724
28.04.1997 — 15.06.199736
10.02.1997 — 27.04.199742
02.12.1996 — 09.02.199748
21.10.1996 — 01.12.199660
19.08.1996 — 20.10.199680
24.07.1996 — 18.08.1996110
10.02.1996 — 23.07.1996120
01.12.1995 — 09.02.1996160
24.10.1995 — 30.11.1995170
19.06.1995 — 23.10.1995180
16.05.1995 — 18.06.1995195
06.01.1995 — 15.05.1995200
17.11.1994 — 05.01.1995180
12.10.1994 — 16.11.1994170
23.08.1994 — 11.10.1994130
01.08.1994 — 22.08.1994150
30.06.1994 — 31.07.1994155
22.06.1994 — 29.06.1994170
02.06.1994 — 21.06.1994185
17.05.1994 — 01.06.1994200
29.04.1994 — 16.05.1994205
15.10.1993 — 28.04.1994210
23.09.1993 — 14.10.1993180
15.07.1993 — 22.09.1993170
29.06.1993 — 14.07.1993140
22.06.1993 — 28.06.1993120
02.06.1993 — 21.06.1993110
30.03.1993 — 01.06.1993100
23.05.1992 — 29.03.199380
10.04.1992 — 22.05.199250
01.01.1992 — 09.04.199220

Последнее изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ в 2020 году произошло 22 июня – тогда она была установлена на уровне 4,5%.

Если взять конкретно текущий год, то мы будем иметь такую картину:

Размер процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ на 2020 год в таблице по месяцам
Июль (с 1 по 26 число)4,5%
Июнь (с 22 числа)4,5%
Июнь (с 1 по 21 число)5,5%
Май5,5%
Апрель (с 27-го числа)5,5%
Апрель (с 1 по 26 число)6%
Март6%
Февраль (с 10 по 29 число)6%
Февраль (с 01 по 09 число)6,25%
Январь6,25%

Где применяется ставка рефинансирования на практике

С помощью данной величины рассчитываются следующие показатели:

  • размер налогообложения процентов по банковским депозитам, облагаемым НДФЛ;
  • расчет пени за допущенные просрочки по налогам;
  • размер пени за просрочки по платежам в ЖКХ;
  • налогооблагаемая база по доходам от экономии на процентах за использование кредитных средств;
  • процент по договору займа, если в документе его размер не указан.

Конечно, это далеко не полный перечень. Работа всего банковского сектора регулируется установленной ставкой. Поэтому для экономики ее размер играет огромную роль. Правительство, понимая важность показателя, старается избегать резких скачков его величины. А если таковые происходят, это говорит о финансовых потрясениях в экономике страны.

В коммерческих банках ставка рефинансирования влияет на условия по кредитам и депозитам для физических и юридических лиц. Особенно ощущают колебания ипотечные займы. К примеру, в 2014–2015 г. многие граждане оформили ипотеку под 20–25%. В последующие годы ключевая ставка регулярно снижалась, а вслед за ней падал и процент по ипотеке, доходя до 10. Старых заемщиков такая ситуация не устраивала, и в связи с этим колоссальную популярность набрала такая услуга как банковское рефинансирование – переоформление старых кредитов под новые, более выгодные условия.

Краткие выводы

Ставка рефинансирования – важный показатель, отображающий реальное положение дел в экономике. С 2016 года она приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ.

По данным официального сайта Центрального банка Российской Федерации, в 2020 году ставка рефинансирования последний раз менялась в феврале. На сегодня ее размер составляет 4,5%.

Заседание по ставке проводит совет директоров ЦБ восемь раз в году.

Ставка рефинансирования — это… Что такое Ставка рефинансирования?

Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Однако фактически ставка рефинансирования Банка России основана на ставке по кредиту «овернайт» Банка России[1] (однодневный расчётный кредит) и численно равна ей. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Первоначально ставка рефинансирования Банка России была установлена в 1992 году как единая процентная ставка, которую «Центральный банк Российской Федерации и все его учреждения применяют… при предоставлении кредитов коммерческим банкам».[2] «Ставкой рефинансирования» она ещё официально не называлась; в телеграмме Банка России от 10 апреля 1992 г. № 84-92, устанавливающей новый размер процентной ставки, употреблено название «учетная ставка по централизованным кредитным ресурсам». Название «ставка рефинансирования коммерческих банков» в качестве официального впервые использовано в телеграмме Банка России от 22 мая 1992 г. № 01-156.[3][4]

С января по май 1998 года ставка рефинансирования совпадала со ставками по ломбардным кредитам; пропорционально ставке рефинансирования изменялись ставки по ряду других кредитов Банка России. Кроме того, в 1998 Банк России неоднократно использовал повышение ставки рефинансирования, чтобы «объявить рынку ориентиры нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок»[5].

Проценты по валютным банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более 9 процентных пунктов.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).

В 2001—2006 гг. центробанк Японии проводил политику нулевой учетной ставки[11]. Сейчас Япония снизила ставку с 0,15 % годовых до 0,1 %.

США в связи с кризисом снизили ставку с 6,5 % годовых до 0—0,25 % (март 2009 года).[12].

Нацбанк Белоруссии с 11 ноября 2011 г. установил ставку рефинансирования 40 % годовых.[13]. С 12 декабря 2011 г. ставка рефинансирования установлена в размере 45 % годовых[14] В Беларуси 18 июля 2012 года ставка рефинансирования Нацбанка снижается до 31 %[15]

Период действия %[10]Нормативный документ
14 сентября 2012 г. —8,25Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
26 декабря 2011 г. — 13 сентября 2012 г.8Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
3 мая 2011 г. — 25 декабря 2011 г.8,25Указание Банка России от 29.04.2011 № 2618-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
28 февраля 2011 г. — 2 мая 2011 г.8Указание Банка России от 25.02.2011 № 2583-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г.7,75Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
30 апреля 2010 г. — 31 мая 2010 г.8Указание Банка России от 29.04.2010 № 2439-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
29 марта 2010 г. — 29 апреля 2010 г.8,25Указание Банка России от 26.03.2010 № 2415-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
24 февраля 2010 г. — 28 марта 2010 г.8,5Указание Банка России от 19.02.2010 № 2399-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
28 декабря 2009 г. — 23 февраля 2010 г.8,75Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
25 ноября 2009 г. — 27 декабря 2009 г.9Указание Банка России от 24.11.2009 № 2336-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
30 октября 2009 г. — 24 ноября 2009 г.9,5Указание ЦБ РФ от 29.10.2009 № 2313-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
30 сентября 2009 г. — 29 октября 2009 г.10Указание ЦБ РФ от 29.09.2009 № 2299-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
15 сентября 2009 г. — 29 сентября 2009 г.10,5Указание ЦБ РФ от 14.09.2009 № 2287-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
10 августа 2009 г. — 14 сентября 2009 г.10,75Указание ЦБ РФ от 07.08.2009 № 2270-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
13 июля 2009 г. — 9 августа 2009 г.11Указание ЦБ РФ от 10.07.2009 № 2259-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
05 июня 2009 г. — 12 июля 2009 г.11,5Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 № 2247-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
14 мая 2009 г. — 04 июня 2009 г.12Указание ЦБ РФ от 13.05.2009 № 2230-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
24 апреля 2009 г. — 13 мая 2009 г.12,5Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
1 декабря 2008 г. — 23 апреля 2009 г.13Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
12 ноября 2008 г. — 30 ноября 2008 г.12Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
14 июля 2008 г. — 11 ноября 2008 г.11Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
10 июня 2008 г. — 13 июля 2008 г.10,75Указание ЦБ РФ от 09.06.2008 № 2022-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
29 апреля 2008 г. — 9 июня 2008 г.10,5Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
4 февраля 2008 г. — 28 апреля 2008 г.10,25Указание ЦБ РФ от 01.02.2008 № 1975-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
19 июня 2007 г. — 3 февраля 2008 г.10Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У
29 января 2007 г. — 18 июня 2007 г.10,5Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У
23 октября 2006 г. — 28 января 2007 г.11Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У
26 июня 2006 г. −22 октября 2006 г.11,5Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У
26 декабря 2005 г. — 25 июня 2006 г.12Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У
15 июня 2004 г. — 25 декабря 2005 г.13Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У
15 января 2004 г. — 14 июня 2004 г.14Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У
21 июня 2003 г. — 14 января 2004 г.16Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У
17 февраля 2003 г. — 20 июня 2003 г.18Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У
7 августа 2002 г. — 16 февраля 2003 г.21Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У
9 апреля 2002 г. — 6 августа 2002 г.23Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У
4 ноября 2000 г. — 8 апреля 2002 г.25Телеграмма ЦБР от 03.11.2000 № 855-У
10 июля 2000 г. — 3 ноября 2000 г.28Телеграмма ЦБР от 07.07.2000 № 818-У
21 марта 2000 г. — 9 июля 2000 г.33Телеграмма ЦБР от 20.03.2000 № 757-У
7 марта 2000 г. — 20 марта 2000 г.38Телеграмма ЦБР от 06.03.2000 № 753-У
24 января 2000 г. — 6 марта 2000 г.45Телеграмма ЦБР от 21.01.2000 № 734-У
10 июня 1999 г. — 23 января 2000 г.55Телеграмма ЦБР от 09.06.99 № 574-У
24 июля 1998 г. — 9 июня 1999 г.60Телеграмма ЦБР от 24.07.98 № 298-У
29 июня 1998 г. — 23 июля 1998 г.80Телеграмма ЦБР от 26.06.98 № 268-У
5 июня 1998 г. — 28 июня 1998 г.60Телеграмма ЦБР от 04.06.98 № 252-У
27 мая 1998 г. — 4 июня 1998 г.150Телеграмма ЦБР от 27.05.98 № 241-У
19 мая 1998 г. — 26 мая 1998 г.50Телеграмма ЦБР от 18.05.98 № 234-У
16 марта 1998 г. — 18 мая 1998 г.30Телеграмма ЦБР от 13.03.98 № 185-У
2 марта 1998 г. — 15 марта 1998 г.36Телеграмма ЦБР от 27.02.98 № 181-У
17 февраля 1998 г. — 1 марта 1998 г.39Телеграмма ЦБР от 16.02.98 № 170-У
2 февраля 1998 г. — 16 февраля 1998 г.42Телеграмма ЦБР от 30.01.98 № 154-У
11 ноября 1997 г. — 1 февраля 1998 г.28Телеграмма ЦБР от 10.11.97 № 13-У
6 октября 1997 г. — 10 ноября 1997 г.21Телеграмма ЦБР от 01.10.97 № 83-97
16 июня 1997 г. — 5 октября 1997 г.24Телеграмма ЦБР от 13.06.97 № 55-97
28 апреля 1997 г. — 15 июня 1997 г.36Телеграмма ЦБР от 24.04.97 № 38-97
10 февраля 1997 г. — 27 апреля 1997 г.42Телеграмма ЦБР от 07.02.97 № 9-97
2 декабря 1996 г. — 9 февраля 1997 г.48Телеграмма ЦБР от 29.11.96 № 142-96
21 октября 1996 г. — 1 декабря 1996 г.60Телеграмма ЦБР от 18.10.96 № 129-96
19 августа 1996 г. — 20 октября 1996 г.80Телеграмма ЦБР от 16.08.96 № 109-96
24 июля 1996 г. — 18 августа 1996 г.110Телеграмма ЦБР от 23.07.96 № 107-96
10 февраля 1996 г. — 23 июля 1996 г.120Телеграмма ЦБР от 09.02.96 № 18-96
1 декабря 1995 г. — 9 февраля 1996 г.160Телеграмма ЦБР от 29.11.95 № 131-95
24 октября 1995 г. — 30 ноября 1995 г.170Телеграмма ЦБР от 23.10.95 № 111-95
19 июня 1995 г. — 23 октября 1995 г.180Телеграмма ЦБР от 16.06.95 № 75-95
16 мая 1995 г. — 18 июня 1995 г.195Телеграмма ЦБР от 15.05.95 № 64-95
6 января 1995 г. — 15 мая 1995 г.200Телеграмма ЦБР от 05.01.95 № 3-95
17 ноября 1994 г. — 5 января 1995 г.180Телеграмма ЦБР от 16.11.94 № 199-94
12 октября 1994 г. — 16 ноября 1994 г.170Телеграмма ЦБР от 11.10.94 № 192-94
23 августа 1994 г. — 11 октября 1994 г.130Телеграмма ЦБР от 22.08.94 № 165-94
1 августа 1994 г. — 22 августа 1994 г.150Телеграмма ЦБР от 29.07.94 № 156-94
30 июня 1994 г. — 31 июля 1994 г.155Телеграмма ЦБР от 29.06.94 № 144-94
22 июня 1994 г. — 29 июня 1994 г.170Телеграмма ЦБР от 21.06.94 № 137-94
2 июня 1994 г. — 21 июня 1994 г.185Телеграмма ЦБР от 01.06.94 № 128-94
17 мая 1994 г. — 1 июня 1994 г.200Телеграмма ЦБР от 16.05.94 № 121-94
29 апреля 1994 г. — 16 мая 1994 г.205Телеграмма ЦБР от 28.04.94 № 115-94
15 октября 1993 г. — 28 апреля 1994 г.210Телеграмма ЦБР от 14.10.93 № 213-93
23 сентября 1993 г. — 14 октября 1993 г.180Телеграмма ЦБР от 22.09.93 № 200-93
15 июля 1993 г. — 22 сентября 1993 г.170Телеграмма ЦБР от 14.07.93 № 123-93
29 июня 1993 г. — 14 июля 1993 г.140Телеграмма ЦБР от 28.06.93 № 111-93
22 июня 1993 г. — 28 июня 1993 г.120Телеграмма ЦБР от 21.06.93 № 106-93
2 июня 1993 г. — 21 июня 1993 г.110Телеграмма ЦБР от 01.06.93 № 91-93
30 марта 1993 г. — 1 июня 1993 г.100Телеграмма ЦБР от 29.03.93 № 52-93
23 мая 1992 г. — 29 марта 1993 г.80Телеграмма ЦБР от 22.05.92 № 01-156
10 апреля 1992 г. — 22 мая 1992 г.50Телеграмма ЦБР от 10.04.92 № 84-92
1 января 1992 г. — 9 апреля 1992 г.20Телеграмма ЦБР от 29.12.91 № 216-91

Ставка рефинансирования ЦБ РФ

Дата начала действия, сРазмер ставки, %
1 января 2016 годаравна Ключевой ставке
14 сентября 2012 года8,25
26 декабря 2011 года8,0
3 мая 2011 года8,25
28 февраля 2011 года8,0
1 июня 2010 года7,75
30 апреля 2010 года8,0
29 марта 2010 года8,25
24 февраля 2010 года8,5
28 декабря 2009 года8,75
25 ноября 2009 года9,0
30 октября 2009 года9,5
30 сентября 2009 года10,0
15 сентября 2009 года10,5
10 августа 2009 года10,75
13 июля 2009 года11,0
5 июня 2009 года11,5
14 мая 2009 года12,0
24 апреля 2009 года12,5
1 декабря 2008 года13,0
12 ноября 2008 года12,0
14 июля 2008 года11,0
10 июня 2008 года10,75
29 апреля 2008 года10,5
4 февраля 2008 года10,25
19 июня 2007 года10,0
29 января 2007 года10,5
23 октября 2006 года11,0
26 июня 2006 года11,5
26 декабря 2005 года12,0
15 июня 2004 года13,0
15 января 2004 года14,0
21 июня 2003 года16,0
17 февраля 2003 года18,0
7 августа 2002 года21,0
9 апреля 2002 года23,0
4 ноября 2000 года25,0
10 июля 2000 года28,0
21 марта 2000 года33,0
7 марта 2000 года38,0
24 января 2000 года45,0
10 июня 1999 года55,0
24 июля 1998 года60,0
29 июня 1998 года80,0
5 июня 1998 года60,0
27 мая 1998 года150,0
19 мая 1998 года50,0
16 марта 1998 года30,0
2 марта 1998 года36,0
17 февраля 1998 года39,0
2 февраля 1998 года42,0
11 ноября 1997 года28,0
6 октября 1997 года21,0
16 июня 1997 года24,0
28 апреля 1997 года36,0
10 февраля 1997 года42,0
2 декабря 1996 года48,0
21 октября 1996 года60,0
19 августа 1996 года80,0
24 июля 1996 года110,0
10 февраля 1996 года120,0
1 декабря 1995 года160,0
24 октября 1995 года170,0
19 июня 1995 года180,0
16 мая 1995 года195,0
6 января 1995 года200,0
17 ноября 1994 года180,0
12 октября 1994 года170,0
23 августа 1994 года130,0
1 августа 1994 года150,0
30 июня 1994 года155,0
22 июня 1994 года170,0
2 июня 1994 года185,0
17 мая 1994 года200,0
29 апреля 1994 года205,0
15 октября 1993 года210,0
23 сентября 1993 года180,0
15 июля 1993 года170,0
29 июня 1993 года140,0
22 июня 1993 года120,0
2 июня 1993 года110,0
30 марта 1993 года100,0
23 мая 1992 года80,0
10 апреля 1992 года50,0
1 января 1992 года20,0

Ключевая ставка ЦБ РФ

Ключевая ставка ЦБ РФ — это процент, под который Центробанк дает кредиты коммерческим банкам на 1 неделю. Также ключевая ставка используется в законах в целях расчета пени и штрафов за неисполнение различных денежных обязательств.

Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня

  • 19 июня 2020 года, на заседании Совета директоров Банка России было принято решение снизить значение ключевой ставки.
  • Таким образом на сегодня она составляет 4,50% годовых. Ставка действует с 22 июня 2020 года по 24 июля 2020 года.
  • Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 24 июля 2020 года.

История изменения ставки

Дата заседанияЗначениеДата начала действия новой ставки
19.06.20204,50 (текущий уровень)22.06.2020
24.04.20205,5027.04.2020
20.03.20206,0023.03.2020
07.02.20206,0020.03.2020
13.12.20196,2516.12.2019
25.10.20196,5028.10.2019
06.09.20197,0009.09.2019
26.07.20197,2529.07.2019
14.06.20197,5017.06.2019
14.12.20187,7517.12.2018
14.09.20187,5017.09.2018
23.03.20187,2526.03.2018
09.02.20187,5012.02.2018
15.12.20177,7518.12.2017
27.10.20178,2530.10.2017
15.09.20178,5018.09.2017
16.06.20179,0019.06.2017
28.04.20179,2502.05.2017
24.03.20179,7527.03.2017
16.09.201610,0019.09.2016
10.06.201610,5014.06.2016
 31.07.2015 11,0003.08.2015
 15.06.2015 11,5016.06.2015
30.04.201512,5005.05.2015
13.03.201514,0016.03.2015
30.01.201515,0002.02.2015
16.12.201417,0016.12.2014
11.12.201410,5012.12.2014
05.11.20149,5005.11.2014
25.07.20148,0028.07.2014
25.04.20147,5028.04.2014
03.03.20147,0003.03.2014
13.09.20135,5013.09.2013

Новое значение ключевой ставки начинает действовать со следующего рабочего дня. Все плановые заседания проходят в пятницу, и соответственно новая ставка начинает действовать с ближайшего понедельника. При условии, что на него не выпадает государственный выходной.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ

Ставкой рефинансирования ЦБ РФ называют ставку процента, под которую Банк России кредитует коммерческие банки.

нажмите для увеличения

Процесс выглядит следующим образом – ЦБ РФ выдает деньги комбанкам и другим финансовым учреждениям под эту ставку. В свою очередь, комбанки из этих средств кредитуют физические (граждане РФ) и юридические лица (компании, фирмы и организации).


Пример использования ставки рефинансирования


Практический пример прояснит ситуацию: пусть коммерческий банк берет годовой кредит в Центральном Банке размером $1 млн. В течение года комбанк может выдать населению России и различным организациям кредиты, общий размер которых составляет миллион, причем ставка комбанка будет выше ставки рефинансирования. В конце года банк возвращает ЦБ этот миллион долларов США плюс начисленные по ставке рефинансирования проценты. Прибыль комбанка обеспечивается за счет превышения его ставки над ставкой рефинансирования. В этой схеме все участники получают выгоду – население получает нужные кредиты, комбанк зарабатывает прибыль за счет более высокой ставки кредита, а ЦБ РФ возвращает себе миллион с процентами, начисленными по ставке рефинансирования.


Расчет выглядят следующим образом – пусть ставка рефинансирования ЦБ РФ сегодня установлена в размере 10% (актуальная ставка приведена в конце этой статьи). Комбанк берет заем у ЦБ РФ под ставку 10% годовых, а затем выдает населению эти деньги в виде кредитов уже под более высокую ставку, например 18% годовых. Разница 8% — это прибыль коммерческого банка.


Невозможность прямого кредитования населения через ЦБ РФ


Теоретически Центральный Банк мог бы давать кредиты населению напрямую. Однако этого не происходит. Причина в том, что Банк России работает с гигантскими суммами, превосходящими десятки, иногда сотни миллионов евро или долларов. Таким образом, простые люди попросту не освоят гигантские ссуды, которыми оперирует Центробанк.


Таким образом, коммерческие банки являются связующим звеном между населением и ЦБ РФ. Это оптимальный способ кредитования населения, так как комбанки обладают развитой сетью филиалов, включающей сотни и тысячи банкоматов и офисов по всей России. Таким образом, любой россиянин может обратиться в ближайший филиал комбанка (например, ВТБ-24, Сбербанк России, Альфа-Банк и т.д.) и оформить кредит.


Возможность манипулирования кредитами со стороны комбанков


Разумеется, коммерческие банки могут получать в ЦБ РФ огромные кредиты под очень низкую ставку рефинансирования, при этом выдавая кредиты под очень высокую ставку. Тем самым, комбанки могут существенно увеличить прибыль.


Однако такую схему невозможно поддерживать долгое время, так как коммерческие банки жестко конкурируют друг с другом. Поэтому, если ставки комбанка окажутся очень большими, клиенты просто уйдут к конкуренту, оставив банк с огромным кредитом, который нужно вернуть ЦБ РФ.


Поэтому спреды (разницы) между ставками кредитования в комбанках отличаются не слишком сильно. Однако это правило работает в общем случае, бывают и исключения. Больше всего исключений встречается в потребительском кредитовании в больших магазинах, а также при кредитовании с помощью рассылаемых почтой карт. Такое кредитование практикуют следующие организации – ОТП банк, Ренессанс Кредит, Банк Хоум кредит, Альфа банк, Русский стандарт и т.д.


Ставки кредита в этих случаях нередко достигают 30-70% годовых. Такие ставки обусловлены недостаточной финансовой грамотностью населения, а также мастерским использованием психологических стимулов, побуждающих людей брать кредит, несмотря на высокие ставки. О кредитных картах уже было написано многое и сейчас можно повторить вывод из этих статей – пользоваться такими картами не следует, это плохая привычка.


Как ЦБ РФ определяет конкретную ставку рефинансирования


Для определения ставки рефинансирования ЦБ РФ анализирует сложившуюся экономическую ситуацию и текущий уровень инфляции. Ставка рефинансирования увеличивается при повышении инфляции, соответственно, если инфляция падает, то ЦБ РФ снижает ставку рефинансирования.


На практике это выглядит следующим образом: снижение ставки рефинансирования повышает доступность кредитов и делает их привлекательными для населения. Заемщикам выгодно брать кредиты, так как можно купить все необходимые товары, расплачиваясь по небольшому проценту.


Для предприятий ситуация еще выгоднее, так как благодаря дешевым кредитам можно привлечь в бизнес больше денег и произвести больше товаров. Соответственно, увеличивается прибыль предприятий.


В дальнейшем ситуация развивается по следующему сценарию – количество денег у населения увеличивается и люди начинают покупать больше. Продавцы реагируют на увеличение спроса и начинают поднимать цены, провоцируя беспокойство среди людей. Население сметает все товары с прилавков, создавая дефицит – этим пользуются продавцы и вновь повышают цены. Это становится началом инфляции.


Как известно, инфляция — процесс снижения покупательной способности денег, когда в различные периоды времени цена на один и тот же товар меняется.


Высокая инфляция бьет по карману людей, и снижает уровень жизни. Рост инфляции влечет снижение уровня благосостояния населения и вызывает недовольство народа. Начинаются социальные волнения, которые могут перерасти в бунты и революции.


Таким образом, ставка рефинансирования позволяет влиять на инфляцию в стране. Чтобы снизить уровень инфляции, ЦБ РФ поднимает ставку рефинансирования. В результате люди берут меньше кредитов, так как стоимость займов увеличилась. В итоге падает покупательная способность людей, у них становится меньше денег и они покупают только необходимые товары. Дорогие деликатесы, новые смартфоны и прочие гаджеты становятся невостребованными, и магазинам приходится снижать цены. В результате инфляция в стране падает.


Использование ставки рефинансирования в налогообложении


Ставка рефинансирования, помимо борьбы с инфляцией, используется и в других целях, например при налогообложении. В частности, если доход по банковскому депозиту превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ плюс 5%, то он облагается налогом.


К примеру, пусть клиент банка открыл депозит под 15% годовых, а ставка рефинансирования ЦБ РФ установлена на уровне 10%.
В этом случае к 10% необходимо прибавить 5%, в результате получатся те же самые 15%, и налог с депозитного дохода не будет взиматься. Но если клиент оформил новый депозит под ставку 16% годовых, а ставка рефинансирования осталась на уровне 10%, то 16% больше, чем 15% (10%+5%). Тогда с дополнительного дохода в размере 1% нужно будет уплатить налог в 35%.


Также с помощью ставки рефинансирования определяется сумма компенсации, выплачиваемой работнику в случае задержки зарплаты, отпускных или суммы, выплачиваемой при увольнении.


Согласно действующему законодательству, работодатель должен выплатить причитающуюся сумму плюс денежную компенсацию, размер которой не меньше 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.


И, наконец, ставку рефинансирования ЦБ РФ используют, чтобы определить размер пени для физических лиц, которые имеют задолженность по налогам и другим сборам. Для вычисления размера пени сумму налога умножают на ставку рефинансирования и на число дней просрочки. Полученный результат делят на 300, получая размер пени.

Похожие материалы:

Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Период в действии%
С 1 января 2016 г. Равен ключевой ставке Банка России
установлен на соответствующую дату
14 сентября 2012 г. — декабрь
31, 2015
8,25
26 декабря 2011 г. — 13 сентября 2012 г. 8
3 мая 2011 г. — 25 декабря 2011 г. 8.25
28 февраля 2011 г. — 2 мая 2011 г. 8
1 июня 2010 г. —
27 февраля 2011 г.
7,75
30 апреля 2010 г. — 31 мая 2010 г. 8
29 марта 2010 г. — 29 апреля 2010 г. 8,25
24 февраля 2010 г. — 28 марта 2010 г. 8.5
28 декабря 2009 г. — 23 февраля 2010 г. 8,75
25 ноября 2009 г. — 27 декабря 2009 г. 9
30 октября 2009 г. — 24 ноября 2009 г. 9,5
30 сентября 2009 г. — 29 октября 2009 г. 10
15 сентября 2009 г. — 29 сентября 2009 г. 10.5
10 августа 2009 г. — 14 сентября 2009 г. 10,75
13 июля 2009 г. — 9 августа 2009 г. 11
5 июня 2009 г. — 12 июля 2009 г. 11,5
14 мая 2009 г. — 4 июня 2009 г. 12
24 апреля 2009 г. — 13 мая 2009 г. 12.5
1 декабря 2008 г. — 23 апреля 2009 г. 13
12 ноября 2008 г. — 30 ноября 2008 г. 12
14 июля 2008 г. — 11 ноября 2008 г. 11
10 июня 2008 г. — июль
13, 2008
10.75
29 апреля 2008 г. — июнь
9, 2008
10,5
4 февраля 2008 г. — 28 апреля 2008 г. 10,25
19 июня 2007 г. — февраль
3, 2008
10
29 января 2007 г. — 18 июня 2007 г. 10.5
23 октября 2006 г. — 28 января 2007 г. 11
26 июня 2006 г. — 22 октября 2006 г. 11,5
26 декабря 2005 г. — 25 июня 2006 г. 12
15 июня 2004 г. — 25 декабря 2005 г. 13
15 января 2004 г. — 14 июня 2004 г. 14
21 июня 2003 г. — 14 января 2004 г. 16
17 февраля 2003 г. — 20 июня 2003 г. 18
7 августа 2002 г. — 16 февраля 2003 г. 21
9 апреля 2002 г. — 6 августа 2002 г. 23
4 ноября 2000 г. — 8 апреля 2002 г. 25
10 июля 2000 г. — 3 ноября 2000 г. 28
21 марта 2000 г. — 9 июля 2000 г. 33
7 марта 2000 г. — 20 марта 2000 г. 38
24 января 2000 г. — 6 марта 2000 г. 45
10 июня 1999 г. — 23 января 2000 г. 55
24 июля 1998 г. — 9 июня 1999 г. 60
29 июня 1998 г. — 23 июля 1998 г. 80
5 июня 1998 г. — 28 июня 1998 г. 60
27 мая 1998 г. — 4 июня 1998 г. 150
19 мая 1998 г. — 26 мая 1998 г. 50
16 марта 1998 г. — 18 мая 1998 г. 30
2 марта 1998 г. — 15 марта 1998 г. 36
17 февраля 1998 г. — 1 марта 1998 г. 39
2 февраля 1998 г. — 16 февраля 1998 г. 42
11 ноября 1997 г. — 1 февраля 1998 г. 28
6 октября 1997 г. — 10 ноября 1997 г. 21
16 июня 1997 г. — 5 октября 1997 г. 24
28 апреля 1997 г. — 15 июня 1997 г. 36
10 февраля 1997 г. — 27 апреля 1997 г. 42
2 декабря 1996 г. — 9 февраля 1997 г. 48
21 октября 1996 г. — 1 декабря 1996 г.

.

Ставка денежно-кредитной политики Российской Федерации

Российская Федерация

Афганистан
Албания
Алжир
американское Самоа
андорра
Ангола
Ангилья
Антигуа и Барбуда
Аргентина
Армения
Аруба
Австралия
Австрия
Азербайджан
Багамские о-ва
Бахрейн
Бангладеш
Барбадос
Беларусь
Бельгия
Белиз
Бенин
Бермудские острова
Бутан
Боливия
Босния и Герцеговина
Ботсвана
Бразилия
Бруней-Даруссалам
Болгария
Буркина-Фасо
Бурунди
Кабо Верде
Камбоджа
Камерун
Канада
Каймановы острова
Центрально-Африканская Республика
Чад
Чили
Китай
Колумбия
Коморские острова
Конго (Браззавиль)
Коста Рика
Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости)
Хорватия
Куба
Кипр
Чехия
Демократическая Республика Конго
Дания
Джибути
Доминика
Доминиканская Респблика
Эквадор
Египет
Сальвадор
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Эстония
Эсватини (Свазиленд)
Эфиопия
Фарерские острова
Федеративные Штаты Микронезии
Фиджи
Финляндия
Франция
Французская Полинезия
Габон
Гамбия
Грузия
Германия
Гана
Греция
Гренландия
Гренада
Гуам
Гватемала
Гвинея
Гвинея-Бисау
Гайана
Гаити
Гондурас
Гонконг
Венгрия
Исландия
Индия
Индонезия
Иран
Ирак
Ирландия
Остров Мэн
Израиль
Италия
Ямайка
Япония
Иордания
Казахстан
Кения
Кирибати
Кувейт
Киргизия
Лаос
Латвия
Ливан
Лесото
Либерия
Ливия
Лихтенштейн
Литва
Люксембург
Macao
Мадагаскар
Малави
Малайзия
Мальдивы
Мали
Мальта
Маршалловы острова
Мавритания
Маврикий
Мексика
Молдова
Монако
Монголия
Черногория
Монсеррат
Марокко
Мозамбик
Мьянма
Намибия
Непал
Нидерландские Антильские острова
Нидерланды
Новая Каледония
Новая Зеландия
Никарагуа
Нигер
Нигерия
Северная Корея
Северная Македония
Северные Марианские острова
Норвегия
Оман
Пакистан
Palau
Панама
Папуа — Новая Гвинея
Парагвай
Перу
Филиппины
Польша
Португалия
Пуэрто-Рико
Катар
Румыния

Банк России снижает ключевую ставку на 100 б.п. до 4,50% годовых.

19 июня 2020 года Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 100 б.п. до 4,50% годовых. Дезинфляционные факторы оказались более серьезными, чем ожидалось, из-за более продолжительного срока действия ограничительных мер в России и во всем мире. Влияние краткосрочных проинфляционных факторов в значительной степени исчерпано. Риски финансовой стабильности, связанные с ситуацией на мировых финансовых рынках, снизились. Инфляционные ожидания населения и бизнеса снизились.В этих обстоятельствах существует риск того, что в 2021 году инфляция может значительно отклониться от целевого показателя в 4%. Решение Банка России по ключевой ставке направлено на ограничение этого риска и поддержание инфляции на уровне около 4%.

Если ситуация будет развиваться в соответствии с базовым прогнозом, Банк России рассмотрит необходимость дальнейшего снижения ключевой ставки на предстоящих заседаниях. При принятии решений по ключевой ставке Банк России будет принимать во внимание фактическую и ожидаемую динамику инфляции относительно целевого и экономического развития на прогнозируемом горизонте, а также риски, связанные с внутренними и внешними условиями и реакцией финансовых рынков.

Динамика инфляции в этом году и в первой половине 2021 года будет в значительной степени зависеть от резкого снижения внутреннего и внешнего спроса, произошедшего во втором квартале. Дезинфляционный эффект слабого спроса усилился из-за текущего и отложенного экономического эффекта ограничений. Ожидания по инфляции в домашних хозяйствах и бизнесе снизились после кратковременного роста в марте-апреле.

Влияние слабого рубля и эпизоды роста спроса на определенные группы товаров в марте были исчерпаны.По предварительным данным, на 15 июня ежегодный прирост потребительских цен составил около 3,1%. В ближайшие месяцы динамику потребительских цен будет сдерживать укрепление рубля, наблюдаемое в мае — начале июня на фоне стабилизации мировых финансовых рынков и роста цен на нефть. Текущая месячная годовая инфляция будет продолжать снижаться. В то же время годовой уровень инфляции будет расти в 2020 году из-за эффекта низкой базы в 2019 году.

В контексте преобладающих дезинфляционных факторов существует риск того, что в 2021 году инфляция может значительно отклониться от целевого показателя в 4%.Решение Банка России по ключевой ставке направлено на ограничение этого риска и поддержание инфляции на уровне около 4%.

Денежные условия немного ослабли в мае-июне после некоторого ужесточения в марте-апреле. Доходность ОФЗ и корпоративных облигаций упала ниже уровней, наблюдаемых в начале года, в том числе из-за текущей позиции денежно-кредитной политики. Премия за страновой риск снизилась, в основном благодаря улучшению ситуации на мировых финансовых и товарных рынках. Процентные ставки по депозитным и жилищным ипотечным кредитам снизились.В то же время возросшие кредитные риски в реальном секторе увеличивают процентные ставки и приводят к ужесточению неценовых условий кредитования в определенных сегментах рынка. Решения Банка России о снижении ключевой ставки, наряду с заметным падением доходности ОФЗ, открывают путь для снижения процентных ставок в других сегментах финансового рынка в будущем. В сочетании с мерами Правительства и других Банка России это будет способствовать кредитованию, в том числе в наиболее уязвимых секторах экономики.

Хозяйственная деятельность. Некоторые из ранее примененных ограничительных мер остаются в силе. Наряду со значительным падением внешнего спроса, NB

.

Центральный банк Российской Федерации

Блок 4

Информация для изучения

Центральный банк Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации (ЦБР) является одним из немногих центральных банков в бывших коммунистических странах Европы, который не претендует на то, чтобы быть создан в точности как немецкий Бундесбанк.Это также хорошо, потому что у него больше формальных обязанностей и полномочий, чем у Бундесбанка в соответствии с конституцией и (пересмотренным) законом о центральном банке от апреля 1995 года. Это может быть нехорошо.

В отличие от Бундесбанка, ЦБ РФ конституционно независим. Статья 75 Конституции, принятой в декабре 1993 года и полностью воспроизведенной ниже, гласит:

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Выдача денег осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.* Внесение и выдача других денег в Российской Федерации не допускается.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля являются основной функцией Центрального банка Российской Федерации, который он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых по федеральному бюджету и общие принципы налогообложения и налогов в Российской Федерации , устанавливается федеральным законом .

4. Государственные займы выдаются в порядке, установленном федеральным законом, и принимаются на добровольной основе.

* Закон о центральном банке был принят в 1992 году, но с тех пор несколько раз в него вносились поправки, последний раз в апреле 1995 года. Согласно закону, кандидат на пост главы ЦБ РФ предлагается президентом и утверждается или отклоняется Думой , Затем губернатор предлагает двенадцать членов совета директоров Думе. Губернатор и члены совета директоров имеют срок полномочий четыре года.Это владение обеспечивается значительной, но не надежной защитой от внешнего вмешательства. ЦБ РФ и правительство юридически обязаны консультироваться друг с другом об областях их ответственности только в целях координации. Отношения симметричны по закону. ЦБ РФ отчитывается перед Думой о денежных условиях, но не получает инструкций от Думы или любого другого органа. ЦБ РФ законодательно — но не конституционно — запрещено денежное финансирование дефицита бюджета .Это определение не мешает ЦБ РФ косвенно финансировать бюджет путем покупки государственных ценных бумаг на вторичном рынке .

ЦБ РФ несет исключительную ответственность за:

денежно-кредитной политики,

банковский надзор,

межбанковские расчеты; и

банкир федеральному правительству.

разделяет обязанности по:

держит (большую часть) валютных резервов с правительством;

цели и режим обменного курса с правительством;

надзор за ценными бумагами банков, с Федеральной комиссией по ценным бумагам.

Правительство формально несет ответственность за валютную политику и ЦБ РФ за ее реализацию. Правительство, как правило, разделяло лидерство в политике с ЦБ, вероятно, потому, что между двумя организациями была высокая степень конвергенции и , например, о введении (и последующих модификациях) рублевого коридора.

февраль-95 июнь-95 окт-95 февраль-96 июль-96 ноя-96 мар-97 июль-97 декабрь-97

Источник: Рейтер и Российско-Европейский Центр Экономической Политики

На практике независимость центрального банка не вытекает исключительно из закона; Существует также популярная и элитная поддержка этого понятия.Кроме того, множество обязанностей может:

размывают «фокус» учреждения;

приводят к потенциальным конфликтам

o между инструментами и целями,

o с правительством по политике и реализации обменного курса, и

o с Федеральной комиссией по ценным бумагам по надзору за операциями с ценными бумагами банков;

расширяет возможности для ошибок политики и администрирования, которые перекрестно загрязняют и подрывают престиж учреждения.

Независимость ЦБ еще не прошла полную проверку. Пока что картина открыта.

* Исполнительная власть, действуя в союзе с Думой, приняла закон, обязывающий ЦБ РФ перечислить 5 триллионов рублей (USDIbn) в бюджет в июне 1996 года. Это был первый раз, когда независимость ЦБ была поставлена ​​под сомнение; ЦБ РФ обратился в Конституционный суд в начале июля с просьбой пересмотреть закон в свете статьи 2 «Закона о центральном банке», в соответствии с которой «Банк России полностью уполномочен владеть и контролировать свое имущество и отнимать его». собственность без ее согласия не допускается », — утверждает западная юридическая фирма в Москве.ЦБ РФ и правительство в итоге пришли к соглашению, в котором были установлены точные правовых норм для перевода прибыли ЦБ РФ правительству. Похоже, это в целом соответствует договоренностям в странах Западной Европы.

ЦБ РФ считает борьбу с инфляцией своей главной задачей, а стабилизацию рубля — средством достижения низкой инфляции. Если инфляция начнет расти, а не падать в соответствии с целевыми показателями МВФ и бюджета, неясно, будет ли ЦБ РФ повышать ставки и позволять российскому рублю повышаться.Такой трудный выбор может быть отложен на несколько лет, то есть до тех пор, пока восстановление экономики не наберет достаточную динамику, чтобы спровоцировать перегрев.

Правительство несет официальную ответственность за режим и цели обменного курса и работает в гармонии с ЦБ РФ по разработке и реализации политики. Тем не менее, правительство может сорвать действия ЦБ, например, в борьбе с инфляцией, если оно решит навязать более быструю девальвацию рубля или девальвацию или предотвратить рост процентной ставки , например, изменив параметры коридор.

Операции на открытом рынке

* ЦБ РФ проводит операции на открытом рынке и в настоящее время приобрел большой портфель федеральных ценных бумаг. Это составляет косвенное кредитование правительства; прямое кредитование запрещено. МВФ налагает ограничения на это косвенное кредитование, но в национальном законодательстве , , которое регулирует эту практику, ничего нет. В прошлом году ЦБ РФ оставил без изменений свой объем кредитования Министерства финансов и, следовательно, не предоставил правительству прямого финансирования под маржу .Тем не менее, ЦБ РФ приобрел 23 трлн руб. Ценных бумаг — почти наверняка государственные рублевые ценные бумаги, такие как ГКО, — приобрёл почти до 59 трлн руб. Некоторые из этих приобретений ценных бумаг могут отражать обмен новых ценных бумаг министерства финансов при аннулировании части исторического долга министерства финансов перед ЦБ РФ. Это говорит о том, что ЦБ РФ может владеть до 25% акций ГКО и ОФЗ в размере 237 трлн рублей, выпущенных в конце 1996 года, и является крупным игроком на первичном и вторичном рынках государственных ценных бумаг.Как правительственный банкир, он, вероятно, должен был бы стремиться к достижению целей своего клиента в отношении количества и стоимости ценных бумаг, которые выпускает правительство, и условий вторичного рынка.

Центральный банк Российской Федерации

Примечание: индекс потребительских цен вырос на 20% с декабря 1995 года по ноябрь 1996 года.

Денежно-кредитная и курсовая политика

Политика центрального банка

Основная ответственность Центробанка России заключается в стабильности валюты:

‘Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.(Статья 75 конституции принята в декабре 1993 года.)

* Денежно-кредитная политика ЦБР также определяется его обязательствами в качестве соучредителя меморандума ЦБ / правительства о денежно-кредитной, финансовой и экономической политике к МВФ в отношении расширенного механизма финансирования, согласованного МВФ в марте 1996 года и в апреле 1997. Следуя примеру большинства стран, Россия не опубликовала свои соглашения с МВФ, хотя она (но не МВФ) может сделать это бесплатно. Мы полагаем, что соглашение включает верхние пределы для кредитов ЦБР (включая косвенные кредиты посредством покупки государственных ценных бумаг на вторичном рынке), предоставленных государству, и чистых внутренних активов ЦБ (которые эквивалентны кредитам внутреннему сектору).Эти потолки, в соответствии с моделями МВФ, преследуют конечную цель — сдержать инфляцию, контролируя расширение кредита и создание широких денег. Максимальный размер кредитов ЦБР правительству должен соответствовать фискальной политике правительства, согласованной с МВФ. Мы полагаем, что есть и другие ограничения, например, потолок дефицита бюджета и минимальный уровень доходов бюджета. Обычно это происходит в контексте целевых показателей (но не договорных обязательств ) для инфляции и понимания обменного курса.

Vocabulare Notes

1. В отличие от Бундесбанка.

2. вторичный рынок.

3. Банковский надзор.

4. межбанковский расчет.

5. Политика обмена валют.

6. денежно-кредитная политика.



: 2016-07-29; : 825 | |


:

:

:

© 2015-2020 лекции.орг — -.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *