Рецензии на книгу «Смерть в кредит». Смерть в кредит
Отзывы о книге Смерть в кредит
Кому не понравится эта книга:- людям с ПГС- с СДВГ- ханжам- фиалкам- кормящим мамам- Выготскому- венеро - / мизо - / ксено - / гомо - / агро - / верминофобам- Льву Толстому- впечатлительным людям
Кому понравится эта книга: - мизантропам- извращенцам- упоротым нонконформистам- Алексиевич- людям в поиске- с девиантным поведением- безнадежно больным - битникам- нигилистам- расистам- Фрейду- больным эстетам- с СПГС- философам
К кому отношусь я? А я оказалась в обоих столбиках.
"Смерть в кредит" - очень будоражащие название, не правда ли? Хорошее название, цепляющее. О чем оно? О мире, где все плохо. При такой жизни остается только одно - распространять венерические заболевания. Распространять и ненавидеть, ненавидеть и распространять. Через зараженную семенную жидкость в мир приходит уже зараженный человек. Каждый носитель если не болезни, то другого дефекта. Все больны, все уроды. О каком гуманизме может идти речь? Вот мы, смотрите, не лучше собаки, не умнее ее.
Селин цепляет. От него не уйти с незапятнанной душой. Его книги - большой перфоманс с киданием кала и обливанием всех блевотиной. Ты либо кидаешься вместе с ним, любо обзываешь его больным.
Невольно вспомнился Винклер. Он где-то смутно маячил. Сквозь запах бедного квартала, где люди ходят с засохшими корками, пахнуло апельсинами.
Книга не зря начинается со слова "смерть". Здесь убито все самое хорошее, что позволяет держаться в трудные годы. Ни дуновения ветерка в этом спертом воздухе, ни лучика света. Миазмы толстых похотливых баб, ломающее ребенка недоверие родителей, пожирающая эмоции нищета. "Неужели все было действительно тааак плохо?" - вопрошает наивный читатель. Так плохо все было в исковерканном, но талантливом мозге писателя, бессознательно или вполне осознанно убивающем даже намек на что-то хорошее. Атобиографичность играет плохую шутку, как бы обращая нас в селинизм, но ни одна религия не создается без обмана. И деньги были, и хорошее было.
Очень плохо, что в этой череде бессмысленных страданий не раскрывается всепожирающее и придающее сил желание маленького Фердинанда стать врачом. А вот только для чего? Чтобы еще сильнее ненавидеть мир? Выросший в грязи и страданиях, он стремится не уйти от всего этого, не вырваться из порочного круга, а самыми жесткими путами еще сильнее приковать себя к скале испытаний, к людским страданиям, к грязной изнанке жизни.
Роман имеет очень интересную схему: начинаясь с воспоминаний взрослого, делает большой скачек назад и вьется кругами от одного места работы к другому, от относительно благополучия к полному падению, избиению, печальному конку очередного этапа. Он не описывет все жизнь, но мы-то знаем... Знаем, что дальше все будет не лучше.
Сегодня многим вспоминается то стихотворение Блока, что любой знает наизусть. "Умрешь, начнешь опять сначала". Вот и здесь так. Маленький Фердинанд, при всей своей специфичности и субъективности, - не оригинальный типаж. Он очень напоминает того же Жана Кристофа. Казалось бы, два французских писателя создали два романа о становлении двух ребятишек, но как они разительны. И как-то пересыпанный отчаянием оптимизм мне ближе мизантропичной брани.
Роман становится более понятен после вторичного погружения в трясину биографии Детуша. Высвеченная гиперболизация, выброшенные отрывки приоткрывают другой мир, добавляют хоть каплю других ощущений, кроме попыток сдержаться от резких суждений.
Все-таки не все откровенно плохо (не по качеству, а по содержанию). На определенном этапе начинает разбирает смех, слегка истерический только. Особенно при мысли, что дело все происходит в Париже. Том самом, по-ремарковски сопливом. Париже, овеянном грезами, духами и запахами булочек. А вот совсем не так там пахло, как нам стараются представить. Как-будто два разных Парижа. Это как ехать по главным улицам российских городов, бродить в центре города, где все так чистенько и опрятно, но нет-нет, да встречаются дома, места собрания местных безнадежных, завешенных красивой картинкой дома, но помойки внутри. Вывод - не стоит принимать ни одной картинки на веру.
Это было первое знакомство с Селиным. Оно состоялось с переменным успехом. Я уже чувствую, как отметается все лишнее, как начинает оголяться в памяти сюжет, скидывая с себя все то, что раздражало рецепторы в процессе. Пустая мишура эпатажных образов. Остается голая суть. И - о, чудо! - сохранилось желание знакомится с Селиным дальше. Он слишком необычная личность, чтобы ставить на нем крест.
www.livelib.ru
Отзывы о книге Смерть в кредит
Кому не понравится эта книга:- людям с ПГС- с СДВГ- ханжам- фиалкам- кормящим мамам- Выготскому- венеро - / мизо - / ксено - / гомо - / агро - / верминофобам- Льву Толстому- впечатлительным людям
Кому понравится эта книга: - мизантропам- извращенцам- упоротым нонконформистам- Алексиевич- людям в поиске- с девиантным поведением- безнадежно больным - битникам- нигилистам- расистам- Фрейду- больным эстетам- с СПГС- философам
К кому отношусь я? А я оказалась в обоих столбиках.
"Смерть в кредит" - очень будоражащие название, не правда ли? Хорошее название, цепляющее. О чем оно? О мире, где все плохо. При такой жизни остается только одно - распространять венерические заболевания. Распространять и ненавидеть, ненавидеть и распространять. Через зараженную семенную жидкость в мир приходит уже зараженный человек. Каждый носитель если не болезни, то другого дефекта. Все больны, все уроды. О каком гуманизме может идти речь? Вот мы, смотрите, не лучше собаки, не умнее ее.
Селин цепляет. От него не уйти с незапятнанной душой. Его книги - большой перфоманс с киданием кала и обливанием всех блевотиной. Ты либо кидаешься вместе с ним, любо обзываешь его больным.
Невольно вспомнился Винклер. Он где-то смутно маячил. Сквозь запах бедного квартала, где люди ходят с засохшими корками, пахнуло апельсинами.
Книга не зря начинается со слова "смерть". Здесь убито все самое хорошее, что позволяет держаться в трудные годы. Ни дуновения ветерка в этом спертом воздухе, ни лучика света. Миазмы толстых похотливых баб, ломающее ребенка недоверие родителей, пожирающая эмоции нищета. "Неужели все было действительно тааак плохо?" - вопрошает наивный читатель. Так плохо все было в исковерканном, но талантливом мозге писателя, бессознательно или вполне осознанно убивающем даже намек на что-то хорошее. Атобиографичность играет плохую шутку, как бы обращая нас в селинизм, но ни одна религия не создается без обмана. И деньги были, и хорошее было.
Очень плохо, что в этой череде бессмысленных страданий не раскрывается всепожирающее и придающее сил желание маленького Фердинанда стать врачом. А вот только для чего? Чтобы еще сильнее ненавидеть мир? Выросший в грязи и страданиях, он стремится не уйти от всего этого, не вырваться из порочного круга, а самыми жесткими путами еще сильнее приковать себя к скале испытаний, к людским страданиям, к грязной изнанке жизни.
Роман имеет очень интересную схему: начинаясь с воспоминаний взрослого, делает большой скачек назад и вьется кругами от одного места работы к другому, от относительно благополучия к полному падению, избиению, печальному конку очередного этапа. Он не описывет все жизнь, но мы-то знаем... Знаем, что дальше все будет не лучше.
Сегодня многим вспоминается то стихотворение Блока, что любой знает наизусть. "Умрешь, начнешь опять сначала". Вот и здесь так. Маленький Фердинанд, при всей своей специфичности и субъективности, - не оригинальный типаж. Он очень напоминает того же Жана Кристофа. Казалось бы, два французских писателя создали два романа о становлении двух ребятишек, но как они разительны. И как-то пересыпанный отчаянием оптимизм мне ближе мизантропичной брани.
Роман становится более понятен после вторичного погружения в трясину биографии Детуша. Высвеченная гиперболизация, выброшенные отрывки приоткрывают другой мир, добавляют хоть каплю других ощущений, кроме попыток сдержаться от резких суждений.
Все-таки не все откровенно плохо (не по качеству, а по содержанию). На определенном этапе начинает разбирает смех, слегка истерический только. Особенно при мысли, что дело все происходит в Париже. Том самом, по-ремарковски сопливом. Париже, овеянном грезами, духами и запахами булочек. А вот совсем не так там пахло, как нам стараются представить. Как-будто два разных Парижа. Это как ехать по главным улицам российских городов, бродить в центре города, где все так чистенько и опрятно, но нет-нет, да встречаются дома, места собрания местных безнадежных, завешенных красивой картинкой дома, но помойки внутри. Вывод - не стоит принимать ни одной картинки на веру.
Это было первое знакомство с Селиным. Оно состоялось с переменным успехом. Я уже чувствую, как отметается все лишнее, как начинает оголяться в памяти сюжет, скидывая с себя все то, что раздражало рецепторы в процессе. Пустая мишура эпатажных образов. Остается голая суть. И - о, чудо! - сохранилось желание знакомится с Селиным дальше. Он слишком необычная личность, чтобы ставить на нем крест.
www.livelib.ru
Цитаты из книги «Смерть в кредит»
Откровенность – 100%. Человеконенавистничество – 100%. Ненормативная лексика – зашкаливает. Вера в лучшие качества людей и хотя бы надежда на лучшую жизнь – отсутствуют.
Частично автобиографичная книга, в которой правда смешана с вымыслом – всё как и в первой его книге «Путешествие на край ночи». Только если в «Путешествии…» описывалась жизнь Фердинанда во время Первой Мировой войны и после, то здесь основное внимание уделено детству главного героя. И мы видим, как из невинного мальчика вырос такой ярый человеконенавистник.
«Она купила щенка, чтобы я мог немного поиграть, ожидая покупателей… Я обращался с ним, как отец со мной. Я отвешивал ему удары, когда мы оставались одни. Он забивался под шкаф и скулил. Потом приползал просить прощения. Он делал это точно так же, как я».
Книга буквально пропитана желчью, злобой и ненавистью. И болью от того, что жизнь героя пошла наперекосяк. Он обвиняет в этом родителей, товарищей, знакомых. Да что там мелочиться – всех вокруг! Но не забывает при этом и себя, обзывая себя всеми возможными ругательствами, клянет, на чём свет стоит! Очень смелая книга, ведь степень откровенности поражает. Может быть, и не все описанные в книге события были на самом деле, но писать такие провокационные вещи – не каждый на это решится.
Читать такую книгу нелегко. И не только из-за поражающей реалистичности и подробнейшего описания всех «прелестей» жизни обитателей социального дна, но и из-за манеры письма Селина и его стиля повествования. Эти обрывочные фразы, огромное количество восклицательных знаков, персонажи, которые говорят словно в состоянии исступления и на грани нервного срыва… Долго читать эту книгу вряд ли получится. Да и у меня на чтения этого произведения ушло почти 5 месяцев. В основном, из-за малого количества свободного времени, но и стиль повествования тоже внёс свою лепту в это.
В общем, очень тяжелая книга. В ней много правдивости, поражающей откровенности, реалистичности, грязи, пошлости, мата. Но этой самой абсолютной степенью откровенности книга и подкупает. Да, Селин на каждой странице пишет, что он ненавидит людей, но при этом он работал врачом, лечил нищих людей, порою не брал с них ни гроша, хорошо относился к животным. Скорее, его ненависть была вызвана разочарованием в людях, которые живут глупо, совершают ошибки, обижают близких и прививают им ненависть к такому окружению и к жизни вообще.
Настоятельно рекомендую, хотя некоторых может отпугнуть такая неприкрытая правда, заключающаяся в подробнейшим описании жизни нищих и обездоленных.
www.livelib.ru
Отзывы о книге Смерть в кредит
Кому не понравится эта книга:- людям с ПГС- с СДВГ- ханжам- фиалкам- кормящим мамам- Выготскому- венеро - / мизо - / ксено - / гомо - / агро - / верминофобам- Льву Толстому- впечатлительным людям
Кому понравится эта книга: - мизантропам- извращенцам- упоротым нонконформистам- Алексиевич- людям в поиске- с девиантным поведением- безнадежно больным - битникам- нигилистам- расистам- Фрейду- больным эстетам- с СПГС- философам
К кому отношусь я? А я оказалась в обоих столбиках.
"Смерть в кредит" - очень будоражащие название, не правда ли? Хорошее название, цепляющее. О чем оно? О мире, где все плохо. При такой жизни остается только одно - распространять венерические заболевания. Распространять и ненавидеть, ненавидеть и распространять. Через зараженную семенную жидкость в мир приходит уже зараженный человек. Каждый носитель если не болезни, то другого дефекта. Все больны, все уроды. О каком гуманизме может идти речь? Вот мы, смотрите, не лучше собаки, не умнее ее.
Селин цепляет. От него не уйти с незапятнанной душой. Его книги - большой перфоманс с киданием кала и обливанием всех блевотиной. Ты либо кидаешься вместе с ним, любо обзываешь его больным.
Невольно вспомнился Винклер. Он где-то смутно маячил. Сквозь запах бедного квартала, где люди ходят с засохшими корками, пахнуло апельсинами.
Книга не зря начинается со слова "смерть". Здесь убито все самое хорошее, что позволяет держаться в трудные годы. Ни дуновения ветерка в этом спертом воздухе, ни лучика света. Миазмы толстых похотливых баб, ломающее ребенка недоверие родителей, пожирающая эмоции нищета. "Неужели все было действительно тааак плохо?" - вопрошает наивный читатель. Так плохо все было в исковерканном, но талантливом мозге писателя, бессознательно или вполне осознанно убивающем даже намек на что-то хорошее. Атобиографичность играет плохую шутку, как бы обращая нас в селинизм, но ни одна религия не создается без обмана. И деньги были, и хорошее было.
Очень плохо, что в этой череде бессмысленных страданий не раскрывается всепожирающее и придающее сил желание маленького Фердинанда стать врачом. А вот только для чего? Чтобы еще сильнее ненавидеть мир? Выросший в грязи и страданиях, он стремится не уйти от всего этого, не вырваться из порочного круга, а самыми жесткими путами еще сильнее приковать себя к скале испытаний, к людским страданиям, к грязной изнанке жизни.
Роман имеет очень интересную схему: начинаясь с воспоминаний взрослого, делает большой скачек назад и вьется кругами от одного места работы к другому, от относительно благополучия к полному падению, избиению, печальному конку очередного этапа. Он не описывет все жизнь, но мы-то знаем... Знаем, что дальше все будет не лучше.
Сегодня многим вспоминается то стихотворение Блока, что любой знает наизусть. "Умрешь, начнешь опять сначала". Вот и здесь так. Маленький Фердинанд, при всей своей специфичности и субъективности, - не оригинальный типаж. Он очень напоминает того же Жана Кристофа. Казалось бы, два французских писателя создали два романа о становлении двух ребятишек, но как они разительны. И как-то пересыпанный отчаянием оптимизм мне ближе мизантропичной брани.
Роман становится более понятен после вторичного погружения в трясину биографии Детуша. Высвеченная гиперболизация, выброшенные отрывки приоткрывают другой мир, добавляют хоть каплю других ощущений, кроме попыток сдержаться от резких суждений.
Все-таки не все откровенно плохо (не по качеству, а по содержанию). На определенном этапе начинает разбирает смех, слегка истерический только. Особенно при мысли, что дело все происходит в Париже. Том самом, по-ремарковски сопливом. Париже, овеянном грезами, духами и запахами булочек. А вот совсем не так там пахло, как нам стараются представить. Как-будто два разных Парижа. Это как ехать по главным улицам российских городов, бродить в центре города, где все так чистенько и опрятно, но нет-нет, да встречаются дома, места собрания местных безнадежных, завешенных красивой картинкой дома, но помойки внутри. Вывод - не стоит принимать ни одной картинки на веру.
Это было первое знакомство с Селиным. Оно состоялось с переменным успехом. Я уже чувствую, как отметается все лишнее, как начинает оголяться в памяти сюжет, скидывая с себя все то, что раздражало рецепторы в процессе. Пустая мишура эпатажных образов. Остается голая суть. И - о, чудо! - сохранилось желание знакомится с Селиным дальше. Он слишком необычная личность, чтобы ставить на нем крест.
www.livelib.ru
Читать онлайн "Смерть в кредит" автора Селин Луи Фердинанд - RuLit
Луи Фердинанд Селин
Смерть в кредит
Аннотация
Л.-Ф. Селин (1894—1961), крупнейший писатель нашего времени, реформатор современного литературного языка, имеющий устойчивую репутацию человеконенавистника, циника и крайнего индивидуалиста. Вышедший и 1932 году во Франции роман «Путешествие на край ночи» был сразу же переведен практически на все языки, включая русский, и оказал воздействие на самых разных писателей, от Генри Миллера и Сартра до Чарлза Буковски и Уильяма Берроуза.
Дальнейшая судьба писателя сложилась трагически. Скандальные расистские памфлеты. Обвинение в сотрудничестве с оккупационными властями в период второй мировой войны. Бегство в Данию. Суд. Тюрьма. Ссылка. Годы забвения, одиночества, и снова шумный литературный успех, связанный с появлением автобиографической трилогии («Из замка в замок» (1957), «Север» (1960), «Ригодон» (1961)), посвященной этому периоду жизни Селина. «Смерть в кредит» — второй роман Селина, вышедший во Франции в 1935 году. На русский язык в те годы он не переводился, однако, в отличие от «Путешествия», сразу же получил крайне негативную оценку советской критики, которая характеризовала его как произведение «анархистское, циничное, нигилистическое». Сам же Селин клеймился как писатель «глубоко антигуманный», выразивший в своем творчестве «презрение к человеку, человечеству, жизни». Вместе с том, но мнению многих ценителей творчества Селина, «Смерть в кредит» — одно из лучших его произведений, т. к. именно в этой книге окончательно оформились наиболее характерные особенности его стиля. Посвященный юности писателя, роман «Смерть в кредит» оказал огромное влияние на молодежные движения второй половины XX века.
Перевод романа снабжен подробными научными комментариями и примечаниями.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ РУССКОМУ ИЗДАНИЮ РОМАНА «СМЕРТЬ В КРЕДИТ»
Потребовалось почти шестьдесят лет, чтобы «Смерть в кредит» была опубликована в России. Благодаря таланту и упорству переводчицы Маруси Климовой (Татьяны Кондратович) русская публика сможет наконец открыть для себя это важнейшее произведение Селина, которое единодушно считается одним из самых значительных французских романов XX века.
Чтобы лучше понять, почему между публикацией романа в Париже в мае 1936 года и выходом этого шедевра на русском языке минуло столько лет, нужно постараться до конца представить, кто же такой Селин, а для этого придется немного углубиться в историю.
Селин (настоящее имя Луи Детуш) родился в пригороде Парижа 27 мая 1894 года. Его детство прошло в одном из парижских кварталов среди мелких торговцев, всю жизнь пытавшихся разбогатеть. Его мать содержала маленькую лавочку, в которой продавались старинные кружева и антиквариат, и была великой труженицей, безропотной и забитой, в то время как отец, скромный служащий страховой компании, постоянно «вопил» о несправедливостях судьбы, евреях, о бездушии технократической цивилизации и всего современного мира.
Будучи единственным сыном в семье, свое детство Селин провел в среде эгоистической и унылой, постоянно наблюдая дичайшие проявления социального неравенства. Чуть позже ему довелось участвовать в первых сражениях войны 1914—1918 годов, он стал свидетелем одной из самых великих исторических боен и вернулся с нее убежденным пацифистом, до конца своих дней сохранив и в своем теле (Селин был ранен. — Прим. переводчика ), и в душе отметины об ужасах пережитой им трагедии. Несколько лет спустя, после длительного пребывания в Африке, где Селин столкнулся с нищетой туземцев и бесчинствами колонизаторов, он поступил на службу врачом в диспансер одного из парижских пригородов, где опять-таки вынужден был постоянно соприкасаться с болезнями и страданиями людей. Имея за плечами подобный опыт, мог ли Селин избежать увлечения коммунистическими идеями? В то время все обездоленное человечество верило, что пролетариат, придя к власти, воспользуется ею таким образом, что среди народов раз и навсегда установится мир, сила и оружие отступят и будет наконец-то построено свободное и справедливое общество. К несчастью, судьба распорядилась иначе.
Испытывая потребность писать, Селин опубликовал в 1932 году в Париже роман «Путешествие на край ночи», который произвел большой переполох и даже, можно сказать, что-то вроде революции во французской литературе. Французские писатели-коммунисты поспешили причислить Селина к «своим», увидев в нем последователя Барбюса, тоже ветерана Первой мировой войны. Арагон, проникшись к писателю дружескими чувствами, обращался к нему в журнале «Коммюн»: «Когда настанет час неизбежного сражения, я надеюсь увидеть вас на стороне эксплуатируемых, а не эксплуататоров». Супруга Арагона Эльза Триоле перевела «Путешествие…» на русский язык, его исковерканная версия была опубликована в Москве в 1934 году с предисловием Ивана Анисимова, который увидел в книге «гигантскую фреску современной жизни» и «настоящую энциклопедию умирающего капитализма».
Книга вызвала большой резонанс, хотя среди интеллигенции мнения о ней полярно разделились. Так, на Первом съезде советских писателей, состоявшемся в Москве в 1934 году при участии Луи Арагона и Андре Мальро, Максим Горький заявил: «Герой этой книги, Бардамю, человек без родины; он презирает людей, называет свою мать „сучкой“, а любовниц — шлюхами, он безразличен к любому преступлению и, не имея никаких данных „примкнуть“ к революционному пролетариату, вполне созрел для принятия фашизма». (Здесь и далее цитаты из русских авторов переведены с французского текста. — Прим. переводчика. )
Наивысших похвал Селин удостоился от Льва Троцкого, который, после того как поприветствовал «зрелого мужа, искушенного в медицине и искусстве, наделенного абсолютным презрением к академизму и исключительным чутьем к жизни и языку», написал о нем в 1933 году из своей ссылки на Принкипо: «Селин такой, каким мы его знаем, происходит из французской реальности и французского романа. И ему не приходится за это краснеть. Французский гений нашел в романе свое несравненное выражение. Ведя свое начало от Рабле, который, кстати, тоже был врачом, за четыре века своего существования великолепная французская проза распростерлась от жизнеутверждающего смеха до отчаяния и опустошения, от ослепительного рассвета до края ночи».
«Смерть в кредит», опубликованная в Париже в мае 1936 года, была довольно-таки холодно встречена французской критикой и еще хуже советской. Почти все отмечали отталкивающий анархизм Селина, грубость некоторых его тем и его «презрение к человечеству».
www.rulit.me
Книга "Смерть в кредит" - Луи
О книге "Смерть в кредит"
Луи-Фердинанд Селин (1894–1961) – самый скандальный, самый противоречивый, самый несчастный и самый талантливый французский писатель XX века. Всю жизнь он стремился вырваться из нищеты – и всю жизнь работал, как проклятый, за гроши. Пытался растолкать одурманенный алкоголем и одураченный правителями народ – а в ответ получал ненависть. Указывал на истинных зачинщиков кровопролитных войн – а его клеймили как нациста и антисемита. Будучи по образованию врачом – сам серьезно болел из-за полученного на войне ранения и тягот тюремного заключения. Страстно любил Францию – а пришлось быть изгнанником в Данию. Одни возвеличивали его как гения, другие ниспровергали как амбициозное ничтожество. «Селин остается самым великим из современных французских романистов… с могучим лирическим даром», – утверждал драматург Марсель Эме. «Отвращение к Селину возникло у меня почти сразу… Терпеть не могу литературу, бьющую на эффект, ибо она охоча до клеветы и копания в грязи, ибо взывает к самому низменному в человеке», – возражал нобелевский лауреат Альбер Камю.
Сам же себя Селин называл «мандарином бесчестия» и «рыцарем Апокалипсиса».
Одна из самых шокирующих его книг – «Смерть в кредит» (1936). В ней писатель, не стесняясь в выражениях, жестко и надрывно описал все уродства жизни парижского дна, которые он наблюдал в юности. Читая о воинствующем аморализме, вы всеми порами ощутите мерзость окружающей обстановки с ее беспросветной безысходностью и ложью. Однако роман вызывает неоднозначные эмоции. С одной стороны картины абсурда и несправедливости пробуждают чувство негодования и протеста. А с другой – вызывает удивление какое-то почти мазохистское упоение автора хаосом. Но в этом и есть весь Селин, произведения которого до сих пор вызывают яростные споры и разноголосицу мнений.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Смерть в кредит" Луи - Фердинанд Селин бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.avidreaders.ru
Смерть в кредит
Кому не понравится эта книга:- людям с ПГС- с СДВГ- ханжам- фиалкам- кормящим мамам- Выготскому- венеро - / мизо - / ксено - / гомо - / агро - / верминофобам- Льву Толстому- впечатлительным людям
Кому понравится эта книга: - мизантропам- извращенцам- упоротым нонконформистам- Алексиевич- людям в поиске- с девиантным поведением- безнадежно больным - битникам- нигилистам- расистам- Фрейду- больным эстетам- с СПГС- философам
К кому отношусь я? А я оказалась в обоих столбиках.
"Смерть в кредит" - очень будоражащие название, не правда ли? Хорошее название, цепляющее. О чем оно? О мире, где все плохо. При такой жизни остается только одно - распространять венерические заболевания. Распространять и ненавидеть, ненавидеть и распространять. Через зараженную семенную жидкость в мир приходит уже зараженный человек. Каждый носитель если не болезни, то другого дефекта. Все больны, все уроды. О каком гуманизме может идти речь? Вот мы, смотрите, не лучше собаки, не умнее ее.
Селин цепляет. От него не уйти с незапятнанной душой. Его книги - большой перфоманс с киданием кала и обливанием всех блевотиной. Ты либо кидаешься вместе с ним, любо обзываешь его больным.
Невольно вспомнился Винклер. Он где-то смутно маячил. Сквозь запах бедного квартала, где люди ходят с засохшими корками, пахнуло апельсинами.
Книга не зря начинается со слова "смерть". Здесь убито все самое хорошее, что позволяет держаться в трудные годы. Ни дуновения ветерка в этом спертом воздухе, ни лучика света. Миазмы толстых похотливых баб, ломающее ребенка недоверие родителей, пожирающая эмоции нищета. "Неужели все было действительно тааак плохо?" - вопрошает наивный читатель. Так плохо все было в исковерканном, но талантливом мозге писателя, бессознательно или вполне осознанно убивающем даже намек на что-то хорошее. Атобиографичность играет плохую шутку, как бы обращая нас в селинизм, но ни одна религия не создается без обмана. И деньги были, и хорошее было.
Очень плохо, что в этой череде бессмысленных страданий не раскрывается всепожирающее и придающее сил желание маленького Фердинанда стать врачом. А вот только для чего? Чтобы еще сильнее ненавидеть мир? Выросший в грязи и страданиях, он стремится не уйти от всего этого, не вырваться из порочного круга, а самыми жесткими путами еще сильнее приковать себя к скале испытаний, к людским страданиям, к грязной изнанке жизни.
Роман имеет очень интересную схему: начинаясь с воспоминаний взрослого, делает большой скачек назад и вьется кругами от одного места работы к другому, от относительно благополучия к полному падению, избиению, печальному конку очередного этапа. Он не описывет все жизнь, но мы-то знаем... Знаем, что дальше все будет не лучше.
Сегодня многим вспоминается то стихотворение Блока, что любой знает наизусть. "Умрешь, начнешь опять сначала". Вот и здесь так. Маленький Фердинанд, при всей своей специфичности и субъективности, - не оригинальный типаж. Он очень напоминает того же Жана Кристофа. Казалось бы, два французских писателя создали два романа о становлении двух ребятишек, но как они разительны. И как-то пересыпанный отчаянием оптимизм мне ближе мизантропичной брани.
Роман становится более понятен после вторичного погружения в трясину биографии Детуша. Высвеченная гиперболизация, выброшенные отрывки приоткрывают другой мир, добавляют хоть каплю других ощущений, кроме попыток сдержаться от резких суждений.
Все-таки не все откровенно плохо (не по качеству, а по содержанию). На определенном этапе начинает разбирает смех, слегка истерический только. Особенно при мысли, что дело все происходит в Париже. Том самом, по-ремарковски сопливом. Париже, овеянном грезами, духами и запахами булочек. А вот совсем не так там пахло, как нам стараются представить. Как-будто два разных Парижа. Это как ехать по главным улицам российских городов, бродить в центре города, где все так чистенько и опрятно, но нет-нет, да встречаются дома, места собрания местных безнадежных, завешенных красивой картинкой дома, но помойки внутри. Вывод - не стоит принимать ни одной картинки на веру.
Это было первое знакомство с Селиным. Оно состоялось с переменным успехом. Я уже чувствую, как отметается все лишнее, как начинает оголяться в памяти сюжет, скидывая с себя все то, что раздражало рецепторы в процессе. Пустая мишура эпатажных образов. Остается голая суть. И - о, чудо! - сохранилось желание знакомится с Селиным дальше. Он слишком необычная личность, чтобы ставить на нем крест.
www.livelib.ru