Горячий ветер 2022

Коломенский кайт клуб "Семь ветров" при поддержке Комитета по физической…

Как Валерий Шувалов снег убирал в 2022 году

Руководитель администрации города Валерий Шувалов проверил лично, как происходит расчистка…

В доме красногорского стрелка нашли долговые расписки Рассказова

В доме убийцы нашли черную бухгалтерию, где фигурируют крупные суммы,…

Дальнобойщики против "Платона"

Дальнобойщики бастуют по всей России. «Недовольство растет. Власти это замалчивают».…

«
»

Как работает в банке служба безопасности? Сб в


Как проходить собеседование со службой безопасности: вопросы соискателю

 

Доброго вам дня, дорогой друг!

Сотрудники службы безопасности компаний для отдельных соискателей имеют репутацию гориллы с резиновой дубинкой. Это явный перебор. Сегодня обсудим, как проходить собеседование со службой безопасности вопросы и многое другое.

Задачи службы безопасности

Основное предназначение службы безопасности — предотвращение рисков различного происхождения. Финансовых, репутационных, кадровых и других.

Также СБ проводит внутренние расследования по эпизодам, когда эти риски все же реализовались. И некоторые другие функции, зависит от компании.

Полноценная служба обычно существует только в крупных компаниях. В небольших этими вопросами занимается один- два сотрудника.

Заблуждения соискателей

Отмечу наиболее распространенные :

1) Сотрудники службы безопасности любят задавать жесткие и странные вопросы в стиле стресс -собеседования. Это случается реже, чем принято считать. 

Цели, ради которых задаются подобные вопросы, перед СБ обычно не ставятся. Однако, совсем исключать возможность получить 1-2 таких вопроса, — не следует.

2) Сотрудники СБ тщательно проверяют ваши документы, в том числе трудовую книжку. Как правило, проверка документов также не входит в обязанности СБ. Это прерогатива отдела кадров.

Что поверяют

  • Где вы засветились по базам силовых ведомств.
  • Ваши отношения с психоневрологическими и наркологическими заведениями. Вернее отсутствие таких отношений.
  • Контакты и информация о вас в сети интернет. Этот пунктик закреплен или за отделом подбора или за СБ. Бывает по разному.

Настоятельно рекомендую “пробить” все, что есть о вас в интернете. Особенно это касается аккаунтов в социальных сетях. Сомнительные личности в друзьях, группы типа “любители порно” и тому подобные маркеры, запросто могут стать барьером по линии СБ.

  • Рекомендации. Вопреки расхожему мнению, “шерстить” ваших рекомендателей будут не так часто. О причинах говорить не буду, просто поверьте на слово. Тем не менее, контакты рекомендателей у вас должны быть под рукой.
  • Иногда проверяют кредитную историю

Объем проверки зависит от “продвинутости” службы и наличия связей и доступов в различные базы.

Порядок проверки

Скажу за компании, где сам работал.

  1. Все кандидаты заполняют стандартную анкету. Там же может оказаться пунктик о согласии на обработку персональных данных. У нас не было, ибо  согласно ТК об этом должно быть отдельное положение.
  2. Анкеты людей, претендующих на рабочие профессии, отправляли на проверку в СБ сразу. Через полчаса -час получали вердикт типа “рекомендуем” или “не рекомендуем”. Дальше работаем только с теми, кто рекомендован.
  3. Руководители и специалисты заполняли анкету и проверялись с СБ только после первичного собеседования с рекрутером. Как правило только те кандидаты, которых рассматриваем  к дальнейшим собеседованиям.
  4. Само собеседование с сотрудником СБ проводилось только с теми кандидатами, которым готовы сделать предложение о работе.

Кстати, если вам заявят, что отказывают по причине проверки СБ, имейте ввиду, что такой отказ не является правомерным и обоснованным. 

Иногда практикуется проверка на полиграфе. Как правило крупные компании заключают договор со специализированными конторами. Проверку обычно проходят кандидаты, претендующие на должности, где есть что украсть, извиняюсь за прямоту.

 

Собеседование

Собеседование в СБ обычно проводится последним.

Принципиально оно отличается от всех других, которые вы уже прошли. Вам не нужно “продавать” себя, вы это уже сделали раньше. Основная задача — ответить на вопросы и  не проколоться на какой-нибудь ерунде.

Задача СБ-шника — выяснить, насколько безопасным для компании будет ваше пребывание в последней.

Вопросы условно можно разделить на 3 группы

  1. Отношения с законом. Типичный набор вопросов: привлекались ли к ответственности, в т.ч. административной, уплата налогов, непогашенные судимости.  Если «не привлекался», — все просто. Если что-то есть — об этом чуть ниже.
  2. Психологическая адекватность. Вредные привычки. Могут быть заданы 1-2 неудобных или странных вопроса. В основном для того, чтобы проверить вашу реакцию. Ни в коем случае не следует воспринимать такой вопрос в штыки, игнорировать его или вступать в спор.
  3. Причины ухода с предыдущих  мест работы. Главное правило: не говорить ни о ком плохо. Подробнее в этой статье.

Отвечать на вопросы следует по правилам, которые мы уже с вами рассматривали 

Если есть криминал

Если в вашей биографии есть эпизоды, привлекающие внимание СБ и вызывающие вопросы, не следует их отрицать. Так или иначе, поверят фактам, а не вашим рассуждениям.

В эти случаях рекомендую продумать разумное объяснение. В жизни бывает всякое, и можно рассчитывать на понимание. Собственно ничего другого и не остается.

Пример подхода к таким проблемным ситуациям — в моей статье, опубликованной на работа.ру Провальный испытательный срок. 

Итак, небольшое резюме:  Собеседования с сотрудником СБ бояться не следует. Если вы уже прошли заочную проверку по линии СБ, получили “одобрямс” от HR  и непосредственного руководителя, встреча с сотрудником СБ в подавляющем большинстве случаев не вызовет больших затруднений.

Благодарю за интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

Если вы нашли ее полезной — поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей чуть ниже.

Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

 

Этой статьей стоит поделиться

narazvilkah.ru

Как работает в банке служба безопасности? - Статьи

Для любого финансового учреждения служба безопасности является верным охранником, благодаря которому можно уладить любой вопрос, касающийся недобросовестных потенциальных заемщиков, предотвратить схемы мошенничеств и привести в нормальное состояние работу всего банка, заботясь не только о защите добросовестных клиентов - владельцев депозитов и заемщиков, но и непосредственно банка и его персонала. На каких принципа построена работа службы безопасности в банках?

Работа этой службы в первую очередь связана с предотвращением возможного мошенничества с платежной документацией, депозитами, кредитами, кроме того, это и защита конфиденциальной информации, охрана и контроль за всем, что происходит внутри банка. Этот материал расскажет о работе службы безопасности банка, и о непосредственном участии службы безопасности банка в процессе кредитования.

Клиент, обращающийся в банк, чтобы оформить кредит на нужную сумму, обычно вступает в контакт только с кредитным специалистом, с которым он общается, с помощью которого оформляет договор. Но незримый страж в лице службы безопасности, всегда рядом, несмотря на то, что заемщик – действующий или потенциальный, контактирует с представителями этой службы только в некоторых случаях.

Во-первых, кредитный специалист или представитель службы безопасности банка выезжают к заемщику, чтобы дать оценку состоянию имущества, передаваемого банку в залог. Во-вторых, представитель службы безопасности может позвонить заемщику, чтобы уточнить или расширить его личные данные, указанные в профильной анкете.

Также в обязанности службы безопасности банка входит кропотливая работа по проверке достоверности всех предоставленных заемщиком данных, указанных им в анкете.

Сотрудники службы безопасности занимаются проверкой предоставленных справок, сведений о работе - это один из важных моментов, позволяющих не допустить использования какой-нибудь преступной схемы. К сожалению, граждан, которые недобросовестны или желают нажиться на чужих неприятностях – утраченных документах, излишней доверчивости, предостаточно, поэтому служба безопасности банка заботится о том, чтобы принять предупредительные меры, активно помогая органам следствия выявлять недобропорядочных клиентов.

Если возникает существенная просрочка по кредиту, сотрудники службы безопасности банка помогут разобраться в причинах её появления, в поиске источников погашения задолженности. Разумеется, служба безопасности также вступает в переговоры с заемщиками, регулярно пропускающими ежемесячные платежи, чтобы установить истинную причину и совместными усилиями находят выход из этой ситуации. В обязанности службы безопасности банка входит также взыскание задолженностей и пеней.

Физические лица, являясь потенциальными заемщиками банка, для получения одобрения на выдачу кредита в нужной объеме, приносят справки об уровне своих доходов, как правило, за последние полгода. Располагая кодом основного регистрационного госномера и индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН) служба безопасности получает все данные о предприятии, предоставившем справку. Это можно сделать, и пользуясь базой данных, созданной для этой и других целей.

В базе данных содержатся наряду с ключевыми сведениями о компании-налогоплательщике, еще и другая контактная информация, телефоны. Сведения официального характера тоже присутствуют в базе данных. Служба безопасности выясняет, не относится ли предприятие к проблемным – банкротство, суды, арестованное имущество, принадлежащее предприятию – и только после этого дает «зеленый свет» на предоставление кредита потенциальному заемщику, работающему в этой компании.

Если компания-работодатель - проблемная и занесена в какой-нибудь «стоп-лист» по тем или иным причинам, то тогда заёмщику будет сложно получить одобрение на кредит. И совсем плохо, когда предоставленная заемщиком справка была получена им нелегально, посредством вступления в сговор, например, с работником бухгалтерии компании. Если этот факт станет известен сотрудникам службы безопасности, то заемщик будет лишен возможности получить кредит, его заявка попросту будет отклонена. Креме того, возрастет его риск попадания в черный лист заемщиков.

Исходя из сведений, предоставленных потенциальным заемщиком, сотрудники службы безопасности банка сверяются с информацией, которая содержится в базе отчислений в фонды – пенсионный и социального страхования – и соответствует ли указанная информация реальному положению дел?

Если сумма зарплаты за последние полгода не завышена, сотрудники службы безопасности банка помогут специалистам в сфере кредитования принять правильное решение по каждому заемщику. Если в настоящее время у заемщика нет официального места работы, тогда кредит ему все же могут выдать, но только после того, как служба безопасности тщательно проверит его репутацию.

Сотрудники службы безопасности банка проверяют и другие принципиально важные моменты. Наличие непогашенной судимости у претендента на кредит или у его родных. Статья, по которой назначена судимость, тоже учитывается. На получение крупного кредита не стоит рассчитывать заемщику, у которого были проблемы с законом по причине использования им в прошлом схем мошеннически. При этом банк имеет право не оглашать официально причину своего в предоставлении кредита.

Большое внимание уделяется и состоянию кредитной истории заёмщика. В особенности это важно, если кредит запрашивается на огромную сумму. Наличием и качеством кредитной истории банк интересуется в первую очередь, направляя запрос в банк, в котором потенциальный заемщик ранее получал кредит.

Не остается без внимания и качество выполнения обязательств перед банком. В данном случае, речь о том, своевременно ли вносились выплаты, соблюдался ли график, не числятся ли за гражданином непогашенные кредиты, соблюдал ли он взятые на себя обязательства, будучи поручителем, если, конечно, он выступал в этом качестве. Важно помнить о том, что любое участие в обязательствах по долгам родных, друзей и знакомых тоже может сказаться на вашей собственной кредитной истории, а впоследствии и отразиться на перспективе получения нового кредита.

Если клиент в конкретном банке планирует начать обслуживаться в первый раз, то тогда банк узнает нужную информацию, подав запрос в Бюро кредитных историй.

Любую информацию о недобросовестности клиента банк не утаивает – между представителями службы безопасности банков с коллегами налажен обмен списками, в которые занесены злостные неплательщики, заподозренные в мошенничестве. Нередко такое сотрудничество и совместная работа неофициальны, но сам факт весьма ценный и для заёмщиков, и для банков. Благодаря совместным усилиям удается предотвратить много мошенничеств, что и есть проявление заботы об интересах банка и его клиентов. Сведения о состоянии кредитных историй, арестованных счетах, неоплаченных картотеках работодателей к карточным счетам становятся известны благодаря тесному взаимовыгодному сотрудничеству.

Для получения более подробной информации о кредитной истории потенциального заемщика, представители службы безопасности направляют запрос в Бюро кредитных историй, которое является главным хранилищем всей важной информации. Выписка из Единого государственного реестра сделок с недвижимым имуществом становится незаменимым документом, необходимым для того, чтобы совершить сделку с недвижимостью. В этой выписке указано все данные по обременениям, которые имеются у той или иной недвижимости. Сведения, которые предоставил заемщик, сопоставляются для установления степени их соответствия.

Кроме того, служба безопасности банка проверяет репутацию не только возможного заемщика, но и компании-работодателя. Нужную информацию находят как пользуясь неофициальными источниками, так и при помощи СМИ и Интернета.

Если службой безопасности банка выдача кредита в требующейся сумме одобряется в пользу физического лица - заемщика, то её контакт с заемщиком и сведениями о нём заканчиваются. Если заемщик будет своевременно погашать задолженность, то у него есть все шансы в будущем не сталкиваться со стражами, находящимися в ответе за безопасность банка.

Таким же образом осуществляется проверка сведений, касающихся предприятий любых форм собственности и ИП. Но этот список сведений добавлен информацией по ключевым контрагентам, с которыми компания или предприниматель находятся в тесном сотрудничестве. Сначала сотрудниками службы безопасности проверяются данные о контрагентах, которым компания планирует перечислить заемные средства в рамках договоров между заемщиком и контрагентом. Это способствует взвешиванию всех рисков и сведению к минимуму рисков возврата кредита, предоставленного заемщику.

Всё можно довольно просто объяснить – если контрагент ненадежен, но сделка будет с ним заключена, а банк совершит перечисление кредитных средств в адрес неблагонадёжного контрагента, то банк может лишиться средств, которые вернул заемщик. Контрагент вполне может перестать выполнять свои обязательства и забрав полученные деньги, скрыться, а заемщик не сможет рассчитаться с банком, поскольку он не получит товар, не заплатив за него заранее оговоренную денежную сумму. Ошибка при выборе контрагента может оказать негативное влияние на уровень платежеспособности компании-заемщика, и ни один банк подобный сценарий развития событий не сможет устроить – банк не заинтересован в имуществе, принадлежащем предприятию, для любого важна своевременность возвращенных в полном объеме денег.

Пользуясь собственными возможностями, служба безопасности банка выявляет лиц, которые считаются собственниками бизнеса, если ввиду многоуровневой структуры это сложно сделать сразу же. Проанализировав работу связанных в одну цепь компаний, банк заинтересован в их привлечении в качестве поручителей для увеличения своих шансов на своевременность возврата кредита.

После оформления и выдачи кредита в требующемся объеме, сотрудники службы безопасности регулярно выполняют текущие дела, анализируя состояние залогового имущества, если кредит был выдан частному лицу или компании под залог имущества.

Выше уже указывалось, что задолженность у заемщика при появлении проблем со своевременностью внесения платежей, также взыскивается службой безопасности банка. Впоследствии коллекторы могут выкупить этот долг. Если выявлена длительная просрочка, все процедуры, связанные с установлением дополнительных вариантов погашения задолженности заемщиком, будут повторены.

Вместе с тем, работниками службы безопасности проводится разъяснительная работа, заемщику рассказывают о всех последствиях при уклонении от внесения регулярных платежей. Переговоры относятся к действенному способу, позволяющему службе безопасности образумить горе-неплательщиков, планировавших внесение платежей, но в по определенным причинам временно перестали это делать. Заемщики боятся огласки, многие, благодаря собственной смекалке, находят способ изыскать средства и возвращают долг. Если переговоры оказались безрезультатными, то сотрудники службы безопасности пытаются выяснить, какое имущество находится в собственности у заемщика или числится за его поручителями. Здесь помогает и база данных ГИБДД, и Единый государственный реестр сделок с недвижимым имуществом.

Если выяснилось, что действия заемщика имеют черты мошенничества, инспектором банковской службы безопасности будет инициирована работа по возбуждению уголовного дела, в результате чего банк все равно добивается нужного результата от непорядочного заемщика. Заемщик может быть заподозрен в мошенничестве и в том случае, если он предоставит поддельную справку о доходах, укажет недостоверные сведения, которые могут сказаться на решении о выдаче кредита.

Стоит также отметить, что служба безопасности любого крупного банка находится в тесном сотрудничестве с представителями юридической службы.

www.capitaloff.ru

СБ. Боевое применение

Михаил Маслов

Прежде чем перейти к последней странице в истории практического использования СБ, имеет смысл отметить, что в предвоенный период выпуск самолетов этого типа неуклонно возрастал.

Достаточно сказать, что в 1939 — 1940 гг. два авиазавода, в Москве и Иркутске построили более 4000 СБ. При этом картина нарастания производства СБ (включая Ар-2) за все годы выглядит следующим образом:

1936 1937 1938 1939 1940 1941
Авиазавод № 22 268 853 1250 1435 1820 68
Авиазавод № 125 - 73 177 343 375 168

Суммарный выпуск за все годы производства составил 6830 СБ различных модификаций.

В июне 1941 г. на западной границе Советского Союза в составе ВВС Красной Армии насчитывалось более 1500 самолетов СБ, собранных в 27 бомбардировочных и 4 разведывательных полка.

Бомбардировщики Разведчики
ВВС Ленинградский военный округ 269/34 * 31/1
ВВС Прибалтийский военный округ 397/37 6/0
ВВС Западный особый военный округ 327/35 50/5
ВВС Киевский особый военный округ 251/26 25/1
ВВС Одесский военный округ 184/34 40/2
Всего 1428/166 159/9

* Здесь и далее по тексту в числителе указывается общее количество самолетов, в знаменателе — в том числе неисправных.

На исходе самой короткой летней ночи, около 4 часов утра 22 июня 1941 г. немецкая авиация произвела неожиданные массированные налеты по территории Советского Союза вдоль всего протяжения границы. Почти одновременно ударам были подвергнуты 66 аэродромов, на которых размещались основные силы воздушного прикрытия границы. Уже к полудню 22 июня советские ВВС на земле и в воздухе потеряли более 1200 самолетов. Бомбардировщики СБ являлись одной из основных целей атак самолетов люфтваффе, поэтому в первый и последующие дни боевых действий понесли наибольшие потери. По состоянию на 24 июня в составе ВВС Красной армии насчитывалось 1060/14 бомбардировщиков СБ. Таким образом, за первые два дня боевых действий только авиация сухопутных войск потеряла около 400 СБ. За 6 последующих дней было потеряно еще около 200 машин — по состоянию на 30 июня на фронте насчитывалось 875/155 СБ.

Авиация Западного Особого Военного круга (позднее Западный фронт), прикрывающая границу на протяжении 470 км от Гродно до Бреста подверглась наиболее мощным атакам немецкой авиации. На рассвете были атакованы 26 аэродромов, после чего атаки аэродромов и воздушные бои в воздухе продолжались до конца дня.

В течение дня немцы совершили 4 налета на аэродром 39-го сбап 10-й сад, расположенный западнее Пинска. Не смотря на потери, после первого налета 18 СБ 39-го полка сумели взлететь и около 7 утра нанесли удар по немецким танковым и моторизованным частям, переправляющимся через реку Буг. Было зафиксировано попадание в переправу и в скопления войск. Впрочем, относительный успех этой отчаянной атаки, состоявшейся без истребительного прикрытия, обошелся очень дорого. Согласно немецких данных все 18 бомбардировщиков при возвращении были сбиты. Таким образом, за первый день боевых действий, 39-й сбап полностью потерял все свои 43 СБ и 5 Пе-2.

22 июня судьбу 39-го сбап во многом разделили СБ 6-го, 128-го, 24-го, 121-го, 125-го, 130-го бомбардировочных полков Западного фронта. Множество самолетов, открыто стоящих на аэродромах, были сожжены на земле. Немногочисленные и слабо организованные боевые вылеты бомбардировщиков проводились без истребительного прикрытия, поэтому также сопровождались катастрофическими потерями.

Уже спустя две недели большая часть авиации Западного фронта оказалась утраченной, к 10 июля 1941 г. здесь в составе общевойсковых армий осталось 389 самолетов. Среди этого количества насчитывалось 72 СБ и 12 Ар-2.

Едва ли не наиболее трагические события в июне 1941 г. сложились в Прибалтике. В течение 22 июня немецкая авиация неоднократно атаковала 11 советских аэродромов Прибалтийского военного округа. Разрушительному нападению подверглись аэродромы в районе Ковно (Каунас), Либава (Лиепая), Паневежис, Митава, Шавли, Кейданы. Буквально накануне здесь велись учебные ночные полеты и поутру самолеты поставили на стоянки для дозаправки и технического обслуживания, а личный состав отдыхал. Немецкие летчики отмечали, что советские самолеты были выстроены рядами вдоль аэродромов и являлись идеальной целью для нападения. В условиях отсутствия на аэродромах средств ПВО эти первые налеты оказались абсолютно безнаказанными.

Внезапность начала войны усугубилась растерянностью командования, которое все предшествующие месяцы получало грозные приказы из Москвы не отвечать на провокационные перелеты немецкими самолетами государственной границы и поэтому не было способно на решительные действия. Уже после первой атаки немцев многие советские самолеты были подняты в воздух, однако не получили конкретных боевых заданий и находились в зоне ожидания 40 — 50 минут. После посадки они попали под повторные удары нападающей стороны и это обстоятельство еще более усугубило положение.

Тем не менее, отдельные соединения уже в первый день вылетали для проведения ответных бомбардировок. Так, 40-й сбап из состава 6-й сад на СБ бомбил 22 июня Кенигсберг, Тоураген и Мемель. Впрочем, эти боевые вылеты по-прежнему сопровождались серьезными потерями от зенитного огня и атак истребителей. Всего за три дня боевых действий советская авиация в этом районе потеряла 921 из 1078 своих самолетов, поэтому ее дальнейшее противодействие противнику оценивалось как весьма условное.

Продвижение немецких войск в Прибалтике уже в первый день оказалось весьма успешным. Застигнутые врасплох советские сухопутные 11-я и 8-я армии, понесли серьезные потери и не смогли оказать должного сопротивления. В образовавшийся разрыв между этими двумя армиями прорвались части 4-й танковой группы генерала Манштейна, которые взаимодействуя с 56-м мотомеханизированным корпусом выдвинулись к Двинску (Даугавпилс) и к 26 июня захватили мосты через Западную Двину. На рассвете 29 июня передовые немецкие отряды захватили мосты в районе Екабпилс-Крустпилс. В условиях этого угрожающего положения для наземных войск и практически потерянных ВВС советское командование приказало 30 июня нанести бомбовый удар по захваченным переправам силами авиации Балтийского флота.

К 30 июня с аэродромов в Восточной Пруссии под Митаву, Крустпилс и Каунас были перебазированы истребительные группы эскадр JG53 и JG54, оснащенные истребителями Bf 109F. Для экипажей советских бомбардировщиков ДБ-3 и СБ эта передислокация была неизвестна, более того, они взлетали со своих аэродромов под Ленинградом и по причине удаленности цели на 400 км не могли рассчитывать на свое истребительное прикрытие. В боевых акциях 30 июля принимали участие ДБ-3 1-го минно-торпедного полка, ДБ-3 и СБ 57-го бап, СБ и Ар-2 73-го бал. В течение 30 июня советские бомбардировщики выполнили 17 атак немецких войск в районе переправ. Из 99 бомбардировщиков от зенитного огня и противодействия истребителей было потеряно 34 машины. При этом летчики из состава JG53 и JG54 заявили о 65 сбитых самолетах. Немецкие потери (по современным данным) от огня воздушных стрелков бомбардировщиков составили 5 сбитых и три значительно поврежденных Bf 109F. Из 15 вылетавших Ар-2 не был потерян ни один самолет. Из 29 вылетавших СБ было сбито 16 самолетов.

73-й бап, потерявший в небе над Двинском 11 машин, продолжал воевать в районе Ленинграда до сентября 1941 г. В составе ВВС Балтийского флота на СБ также продолжали действовать 57-й бап и 71-я авиаэскадрилья.

1 июля СБ из состава указанных подразделений бомбили морские транспорты в Виндаве и в морском порту Пярну, незадолго до этого оставленного советскими войсками.

19 июля 2 СБ перебазировали на военно-морскую базу Ханко, расположенную в северной части Финского залива. Указанные СБ неоднократно вылетали на разведку и бомбардировку финских позиций. Один из них продолжал ведение разведки над Финским заливом вплоть до декабря 1941 г.

Уже в конце июля 1941 г., в составе армейской авиации, действующей под Ленинградом, оставалось около 80 бомбардировщиков СБ. Надежды на поступление резервов в этом районе не было, поэтому большую часть СБ авиации Балтийского флота оперативно подчинили командованию ВВС Красной Армии (ВВС Северного фронта). В созданную авиагруппу вошли СБ из состава 71 -й авиаэскадрильи и отдельные экземпляры, поступившие из ремонта.

В конце октября 1941 г. под Ленинград прибыл 44-й сбап в составе 20 СБ, экипажи которых были подготовлены для ночных полетов. Вообще, к этому периоду бомбардировщики СБ начинают повсеместно использоваться в темное время суток. Такая тактика позволяла ощутимо снизить потери при достаточной эффективности нанесения бомбовых ударов. 44-й сбал выполнил более 300 боевых вылетов по бомбардировке немецких войск в районе Тихвина. В марте 1942 г. полк был преобразован в 34-й Гвардейский бомбардировочный авиаполк.

В сентябре 1941 г. после установления блокады Ленинграда, немцы расположили вдоль линии обороны крупнокалиберную артиллерию, вплоть до 420-мм мортир, и начали планомерный обстрел города.

Борьбу с артиллерийскими батареями наряду с другими типами самолетов вели и бомбардировщики СБ. Обычно одиночные машины вылетали ночью и бомбили такие батареи, обнаруженные по вспышкам выстрелов. Другим методом борьбы являлось корректирование огня своих артиллерийских батарей.

В 1942 г. под Ленинградом действовала 5-я отдельная разведывательная эскадрилья, состоящая из разнотипных истребителей и бомбардировщиков. В апреле 1943 г. эскадрилья была переименована в 13-й отдельный разведывательный авиаполк, в составе которого действовала ночная эскадрилья СБ. Помимо разведывательных задач самолеты решали вопросы связи и снабжения партизанских отрядов.

По состоянию на 1 июля 1943 г. 5 СБ числились в составе 1-го Гвардейского минно-торпедного полка, имеющего на вооружении 8 ДБ-3 и 10 Бостон. Самолеты базировались на аэродромах Приютино, Гражданка, Углово, Богослово, Новая Ладога. Очевидно СБ в этот период выполняли в основном вспомогательные задачи. При этом, не смотря на известный силуэт старого бомбардировщика, с ним также случались ситуации, присущие войне. 9 июля 1943 г. связной СБ вылетел из Кронштадта в сопровождении шестерки Ла-5 41-го иап. При посадке на аэродроме острова Лавенсаари СБ был обстрелян своими сторожевыми катерами и сгорел.

В 1944 г. СБ под Ленинградом практически не упоминаются.

В Киевском Особом военном округе ранним утром 22 июня внезапной атаке подверглись 24 передовых аэродрома и последующие события разворачивались в основном в пользу нападающей стороны. Тем не менее, многие соединения смогли подняться в воздух и выполнить свои боевые задачи.

33-й сбап из состава 19-й бомбардировочной авиадивизии базировался в районе города Белая Церковь и имел на вооружении 54 СБ и Ар-2, 14 Пе-2. Уже в первый день войны полк всем составом нанес удар по немецким войскам в районе города Сокаль. Благодаря хорошей подготовке экипажей все самолеты вернулись назад, более того стрелки и штурманы бомбардировщиков заявили о сбитых немецких истребителях. Позднее потерь избежать не удалось, однако 33-й сбап оставался боеспособным и продолжал боевые вылеты.

В книге Иринархова "Киевский особый" описан подвиг летчика этого полка л-та Храпая. 24 июня 1941г в районе г Броды его самолет был подбит и экипаж таранил мост с техникой, (свой подвиг Николай Гастелло совершит двумя днями позднее, 26 06 1941 г).

До середины июля многие летчики этого полка совершили по 40 — 50 боевых вылетов. Пилот СБ, ст. лейтенант B.C. Ефремов, произвел за этот период 73 боевых вылета с общим налетом 175 часов. 12 июля под Киевом самолет Ефремова подбили истребители, после чего весь экипаж воспользовался парашютами и позднее вернулся в свою часть. До наступления осени 1941 г. Ефремова подбивали 4 раза, однако он всякий раз оказывался невредим. Как оказалось, СБ в умелых руках способен на многое. 9 сентября СБ Ефремова успешно бомбардировал немецкую механизированную колонну на дороге Бахмач-Конотоп. При возвращении домой летчики атаковали немецкий привязной аэростат и штурман Николаев поджег его.

В сентябре 33-й сбап перелетел в район Воронежа и в период зимы 1941/42 г. производил преимущественно ночные бомбардировки. Весной 1942 г. полк вошел в состав 8-й воздушной армии, действующей под Сталинградом. В этот период в 33-м сбап насчитывалось до 10 исправных СБ, которые в основном использовались для нападений на немецкие аэродромы.

В мае 1942 г. за успешные боевые действия 33-й сбап получил наименование 10-го Гвардейского бомбардировочного полка. На своих СБ полк принимал участие в уничтожении армии Паулюса под Сталинградом плоть до конца 1942 г. В 1943 г. 10-й Гвардейский бап перевооружили на самолеты «Бостон». Летчик B.C. Ефремов за боевые действия на СБ в звании капитана был удостоен звания Героя Советского Союза (позднее он был удостоен этого звания второй раз).

Приведенный пример 33-го сбал является лишь частным случаем огромной войны, развернувшейся в России летом 1941 г. Не смотря на отчаянное сопротивление, Красная армия отступала и при этом несла значительные потери. За три месяца непрерывных боев были утрачены практически все фронтовые бомбардировщики СБ приграничных военных округов. С учетом поступления дополнительных соединений из тыла по состоянию на 1 октября 1941 г. на фронте насчитывалось 130 (из них 47 неисправных) СБ.

К осени 1941 г. все более начала осложняться обстановка под Москвой. В этот период для усиления авиационной группировки в районе советской столицы из глубокого тыла были переброшены дополнительные соединения авиации. 1-й сбап в составе 20 СБ вылетел из Ашхабада, преодолел по воздуху 4800 км и 10 октября благополучно прибыл в Егорьевск. Вместе 34-м и 459-м полками, в каждом из которых насчитывалось по 20 СБ, 1-й сбап действовал с 20 октября южнее Москвы. Против немецких войск эффективно использовались не только обычные авиабомбы, но и выливные приборы с фосфоросодержащей смесью (наподобие напалма) .

Своевременное введение свежих резервных авиационных частей смогло заметно замедлить выдвижение 2-й немецкой танковой армии к Туле и снизило опасность обхода Москвы с юга.

Под Москвой экипажи СБ 1-го, 34-го и 459-го полков столкнулись с неожиданной проблемой. Базирование на южных аэродромах не подразумевало использования зимнего шасси и лыжи поэтому не использовались. Когда в ноябре 1941 г. начались обильные снегопады, а лыжи по прежнему отсутствовали, одному из первых самолетов приходилось укатывать в снегу колею, по которой взлетали следующие.

Севернее Москвы в ноябре 1941 г. воевали СБ 46-й авиадивизии. 136-й и 150-й сбап на СБ прибыли из Сибири и вплоть до декабря успешно действовали против 3-й танковой группы пытавшейся обойти Москву с северо-запада. В декабре 1941 г., когда немецкое наступление было остановлено, оставшиеся СБ 46-й авиадивизии перебросили под Калинин (Тверь).

Именно в этот период СБ начинают использоваться преимущественно в ночное время, поэтому немецкие наблюдатели даже отмечают отсутствие этого типа самолета. Впрочем, количественно их оставалось действительно мало. По состоянию на 5 декабря 1941 г. во фронтовых соединениях ВВС Красной Армии насчитывалось 97/37 бомбардировщиков СБ и 14/6 разведчиков.

К летним боям 1942 г. за счет дополнительного поступления из тыла количество вновь увеличилось. Неизвестно точное поступление СБ из запасных, тыловых и резервных полков. Однако лишь из летных и технических училищ ВВС в действующую армию с начала боевых действий поступило 200 СБ.

По состоянию на 1 мая 1942 г. имелось 171/45 СБ.

К 1 июля 1942 г. в связи с непрерывным боевым использованием эта цифра уменьшилась до 115/22 бомбардировщиков СБ и 14/1 разведчиков. Точное количество к концу года не установлено, известно, что к контрнаступлению Красной Армии под Сталинградом 19 ноября 1942 г. на фронте насчитывалось 70/23 фронтовых бомбардировщиков СБ и Су-2.

Уже в 1943 г. бомбардировщики СБ как боевые самолеты становятся достаточно экзотическими. В действующей армии по состоянию

на 1 июля 1943 г. СБ насчитывается 41/18 экземпляр. Распределение по различным участкам фронта было таково: 13-я ВА(Воздушная армия) - 1/0, 14-я ВА - 3/0, 6-я ВА - 3/2, 1-я ВА - 7/1, 2-я ВА - 6/3, 8-я ВА - 10/7, 4-я ВА — 9/5, Резерв — 2/0. Кроме этого, в различных подразделениях имелось 9/2 разведчиков. То есть всего на фронте оставалось 50 СБ, из которых 20 являлись неисправными.

В 1944 г. во всех подразделениях ВВС Красной армии насчитывалось 140 СБ. 35 самолетов до конца года были потеряны в авариях и катастрофах и 105 самолетов списали как окончательно изношенные. Осенью 1944 г. 12 СБ имелось в училище морских летчиком им. Леваневского, однако скорее всего и они были исключены из списков действующих до конца года.

Весной 1945 г. 5 СБ числилось в Энгельской Высшей авиашколе пилотов (ВАШП) Приволжского военного круга. Очевидно это были последние летные СБ, так как именно эта пятерка перелетела в Москву для проведения большого авиационного парада, назначенного на 19 августа 1945 г. Парад этот не состоялся по причине сильных дождей и низкой облачности, не превышающей 200 м.

СБ ВВС Черноморского флота в 1941 - 1942 гг.

Основные силы сухопутной авиации Черноморского флота в июне 1941 г. состояли из 62-й истребительной и 63-й бомбардировочной авиабригад. В 63-ю авиабригаду входили 40-й скоростной бомбардировочный авиаполк (сбап), 2-й минно-торпедный авиаполк (мтап) и две отдельные эскадрильи. Всего насчитывалось 61 ДБ-3 и 75 СБ — последние в основном в составе 40-го сбап.

Основные силы 63-й авиабригады были рассредоточены на аэродромах Крыма, а 78-я отдельная авиаэскадрилья на самолетах СБ базировалась в районе Одессы.

22 июня 1941 г. бомбардировщики 63-й авиабригады получили приказ нанести удар по военно-морским базам Румынии, вступившей в войну на стороне Германии. Около 7 часов утра 23 июня был совершен первый массированный налет на румынский порт Констанцу, в котором участвовали 33 ДБ-3 и 27 СБ 63-й авиабригады. В целом операция была хорошо подготовлена и оказалась внезапной для противника. Самолеты заходили на цель с высоты 5000 — 7000 м, бомбометание выполнялось на планировании с высоты 3500 — 5000 м с выходом под кромку облачности. С задания не вернулся 1 СБ.

Второй удар по Констанце, нанесенный днем 24 июня, не был подготовлен и фактически явился повторением предыдущей операции. Над целью бомбардировщики были встречены истребителями и понесли ощутимые потери.

25 июня 7 СБ 40-го сбап изменили тактику и прилетели в Констанцу в 6.40 утра. Тем не менее на подходе к цели бомбардировщики были встречены группой истребителей Bf 109. Из боя не вернулись 3 СБ, воздушные стрелки 4 других экипажей заявили о двух сбитых истребителях.

26 и 29 июня 7 СБ бомбили румынские суда в районе Тульча и заявили о потоплении монитора. О своих потерях не сообщалось, однако судя по всему они имелись, ибо 4 июля 1941 г. последовал запрет на использование бомбардировщиков крупными группами в дневное время и без прикрытия истребителей.

В июле использование бомбардировочной авиации Черноморского флота являлось не столь активным, ночные вылеты чаще совершались мелкими группами. В августе обстановка на южном участке фронта значительно ухудшилась: румынская группировка замкнула кольцо вокруг Одессы, немецкая 11-я армия

неудержимо продвигалась по югу Украины. Возобновившиеся с крымских аэродромов дневные вылеты 63-й бригады вновь омрачились тяжелыми потерями.

12 августа было потеряно 12 СБ, вылетевших под прикрытием И-153 для прикрытия наземных войск.

9 сентября 1941 г. Маршал Советского Союза Кулик изъял из подчинения командования Черноморского Флота всю бомбардировочную авиацию и оперативно подчинил ее командиру 9-го стрелкового корпуса генерал-лейтенанту Батову. В связи с обострившейся обстановкой на подступах к Крыму экипажам СБ, ДБ-3, Пе-2 было приказано делать по 5 дневных вылетов. Основной целью при бомбардировках являлись немецкие войска, стремящиеся через Перекопский перешеек войти в Крым. К сожалению, такое подчинение сухопутному командованию оказалось поистине трагическим: без должной согласованности и взаимопонимания боевые приказы отдавались весьма неопределенно, прикрытие истребителями обеспечивалось не всегда.

25 сентября 1941 г. 4 СБ под прикрытием 4 И-16 вылетели для бомбардировки немецких войск в районе Перекопа. Над целью СБ были атакованы немецкими истребителями. Не смотря на прикрытие истребителей, все 4 бомбардировщика были сбиты и упали горящими на своей территории.

В ноябре 1941 г., когда аэродромы Крыма были потеряны, оставшиеся бомбардировщики 63-й авиабригады перелетели на Кавказ. В этот период в районе Севастополя с небольших площадок продолжала действовать группа разнотипных одномоторных самолетов.

В 1942 г. СБ из состава ВВС Черноморского флота применялись преимущественно одиночно в ночное время. Известно, что по состоянию на 22 июля 1942 г. в составе 40-го сбап 63-й авиабригады насчитывалось 7 СБ (из них 2 неисправных) и 1 УСБ.

По состоянию на 22 декабря 1942 г. здесь насчитывалось 3 СБ (из них 1 неисправный) и 1 УСБ. В 1943 г. несколько СБ использовались в авиации Черноморского флота для вспомогательных целей.

На Северном флоте

В конце декабря 1940 г. для усиления авиации Северного флота из состава Белорусского военного округа прибыла эскадрилья самолетов СБ, которая совместно с истребителями И-16, И-15бис и И-153 вошла в состав 72-го смешанного авиаполка (сап), базирующегося в основном на аэродроме Ваенга под Мурманском. К началу боевых действий летом 1941 г. в 72-м сап числилось 11 СБ, 28 И-15бис и 17 И-153. Согласно приказа Наркома ВМФ СССР от 3 августа 1941 г. для усиления 72-го сап с Балтики направили дополнительно 9 СБ.

В 1941 г. СБ 72-го сап совместно с МБР-2 118-го авиаполка в основном применялись для нанесения бомбовых ударов в районе Варан-гер-фьорда по портам Киркенес и Петсамо. Всего было совершено свыше 500 самолетовылетов, экипажи доложили о потоплении двух транспортов и повреждении нескольких судов.

В апреле 1942 г. в составе авиации Северного флота насчитывалось 10 СБ, однако уже к середине года это количество уменьшилось до 5 экземпляров, которые вошли в состав 29-го бомбардировочного авиаполка. 29-й бап в начале 1943 г. перевооружили на самолеты Пе-2. В апреле 1943 г. в составе авиации Северного флота оставался 1 СБ, который выбыл до наступления 1944 г.

СБ в ВВС Тихоокеанского флота

В июне 1941 г. авиация Тихоокеанского флота насчитывала 758 боевых самолетов, среди которых имелось 99 СБ в составе 29-й авиабригады. В течение войны часть самолетов была отправлена на фронт, неустановленное количество списали в результате износа и аварий.

По состоянию на 9 сентября 1945 г. в ВВС Тихоокеанского флота имелось 27 СБ (из них 4 неисправных). Наиболее вероятно эти самолеты использовались ограниченно, данных о участии СБ в боевых действиях против Японии не имеется.

Источники

  • "Скоростной бомбардировщик СБ. Война" /Михаил Маслов/

www.airpages.ru


.