RSS

Горячий ветер 2015

Коломенский кайт клуб "Семь ветров" при поддержке Комитета по физической…

Как Валерий Шувалов снег убирал в 2016 году

Руководитель администрации города Валерий Шувалов проверил лично, как происходит расчистка…

В доме красногорского стрелка нашли долговые расписки Рассказова

В доме убийцы нашли черную бухгалтерию, где фигурируют крупные суммы,…

Дальнобойщики против "Платона"

Дальнобойщики бастуют по всей России. «Недовольство растет. Власти это замалчивают».…

«
»
Бойтесь равнодушных! Ибо с их молчаливого согласия людей вели на расстрел. ( Юмус Фучик)

Усадьба ЯРОПОЛЕЦ ЧЕРНЫШЕВЫХ — КАЗАНСКАЯ церковь, Московская область, Волоколамский район

Казанский храм, построенный в усадьбе Чернышевых, одни ошибочно называют театром, другие относят его к масонским памятникам. На самом деле в архитектуре и убранстве церкви отсутствует масонская символика, а театральные представления здесь никогда не проводились. Куда более интересно изучать гипотезы о дате строительства и архитекторе храма. Полную историю усадеб и храма можно почитать в книге Андрея Чекмарева «Ярополец. История двух усадеб». Я же попробую вам показать состояние храма на сегодняшний день…

yaropolets_001_deadokey.livejournal.com

Покосившиеся кресты, покосившиеся столбы, покосившиеся ворота переднего двора. Купола совершенно идентичны, как и стоящие под ними объемы храма и мавзолея. Идея З.Г. Чернышева об объединении усадебной церкви и усыпальницы в одно целое породила композицию, уникальную для русской архитектуры.

yaropolets_002_deadokey.livejournal.com

«Якобы Чернышевы изначально строили театр и лишь затем переделали его в церковь», — именно с такой мыслью запрыгивают в окно многие «паломники».

yaropolets_old_190x_2_deadokey.livejournal.comФото нач. ХХ в. Интерьер Казанской церкви. Иконостас.

yaropolets_003_deadokey.livejournal.com

Первый храм на Чернышевской половине Яропольца появился в 1742 году. В документах 1782 года «в селе Ерополч Казанское тож той церкви во имя Казанския Пресвятые Богородицы каменная ныне сооружается, отстроена до половины».В ряде поздних документов указывается дата освещения храма 1798 год

yaropolets_004_deadokey.livejournal.com

Возможно, графиня Чернышева обратилась к архитектору Баженову за проектом внутреннего оформления храма. Баженов предоставил вдове свои рисунки, сочинил программу убранства и рекомендовал из своей команды художников и лепщиков.

yaropolets_005_deadokey.livejournal.com

Овальный плафон потолка.

yaropolets_006_deadokey.livejournal.com

Интерьеры храма и усыпальницы выполнены на более высоком художественном уровне, чем наружная архитектура. Храм решен в виде просторного прямоугольного зала, замкнутого в глубине полукружием алтаря.

yaropolets_old_190x_3_deadokey.livejournal.com

Фото нач. ХХ в. Интерьер Казанской церкви. Иконостас.

yaropolets_007_deadokey.livejournal.com

Периметр прямоугольного зала обступают полуколонны с пышными коринфскими капителями.

yaropolets_old_190x_4_deadokey.livejournal.com

Фото начХХ века

yaropolets_old_1907_deadokey.livejournal.com

1907 г. Рисунок метлахской плитки для замены пола в помещении Казанской церкви. Архив ИИМК РАН

yaropolets_009_deadokey.livejournal.com

yaropolets_010_deadokey.livejournal.com

Наверху находились четыре угловые балкона хоров с балюстрадой.

yaropolets_old_1978_2_deadokey.livejournal.com

1978 год. Интерьер притвора.

yaropolets_011_deadokey.livejournal.com

Вид из притвора на алтарную часть.

yaropolets_012_deadokey.livejournal.com

Противоположную часть здания занимает мавзолей с подземным сводчатым склепом. Здесь пространство решено иначе, чем в алтарной части. Многочисленные подвесные своды делают зал похожим на светские интерьеры, наполненные светом и воздухом. Помещение по сути не являлось мавзолеем, задумываясь как теплая зимняя церковь с приделами тезоименитых заказчикам святых – Св. Захарии и Св. Анны.

yaropolets_013_deadokey.livejournal.com

Хорошо просматриваемая анфилада протянулась через все здание, замкнувшись на концах Царскими вратами иконостаса и мраморной пирамидой с профилем фельдмаршала (сзади) – невиданное для церковного пространства решение.

yaropolets_014_deadokey.livejournal.com

Вид на главный дом усадьбы Чернышевых.

yaropolets_015_deadokey.livejournal.com

Во время второй мировой войны сюда попал снаряд.

yaropolets_old_190x_5_deadokey.livejournal.com

Фото начХХ века

yaropolets_016_deadokey.livejournal.com

yaropolets_017_deadokey.livejournal.com

yaropolets_018_deadokey.livejournal.com

Печь.

yaropolets_019_deadokey.livejournal.com

В 1887 г. священник свидетельствовал, что храм внутри не расписан. Наверное росписей никогда и не было, все осталось в замыслах.

yaropolets_020_deadokey.livejournal.com

Остатки лепнины.

yaropolets_old_1978_deadokey.livejournal.com

1978 год.

yaropolets_021_deadokey.livejournal.com

yaropolets_022_deadokey.livejournal.com

Детали отделки антаблемента и капители.

yaropolets_023_deadokey.livejournal.com

Печь.

yaropolets_024_deadokey.livejournal.com

Выдающимся произведением скульптуры 18 века является надгробие З.Г.Чернышева. Оно, а точнее, его остатки, возвышаются в апсиде усыпальницы, над могилой фельдмаршала, находившейся внизу, в склепе. Помещение, предназначенное для монумента, предполагалось превратить в мемориал заслуженного военачальника и государственного деятеля, коим был усопший владелец Яропольца. Вход в усыпальницу из общего притвора, с восточной стороны, закрыли после переделок в конце XIX века. Туда можно было попасть через дверь, прорубленную в апсиде мавзолея, с запада (на фото эта дверь справа).

yaropolets_old_1787_deadokey.livejournal.com

Около 1787 год. Проект надгробия графа З.Г. Чернышева. Рисунок АТриппеля

yaropolets_old_190x_6_deadokey.livejournal.com

Фото нач. ХХ века. Надгробие графа З.Г. Чернышева.

yaropolets_old_1935_deadokey.livejournal.com

1935 год. Фото Лебедева. За фото спасибо Александру Савинову.

 

yaropolets_old_1947_deadokey.livejournal.com

Фото 1947 года. Надгробие графа З.Г. Чернышева.

yaropolets_old_1978_3_deadokey.livejournal.com

Фото 1978 года. Надгробие графа З.Г. Чернышева.

yaropolets_old_2001_deadokey.livejournal.com

Фото 2001 года. Надгробие графа З.Г. Чернышева.

yaropolets_025_deadokey.livejournal.com

И сейчас в 2015 году. Портретный барельеф был украден в 2002 году.

yaropolets_026_deadokey.livejournal.com

Рельеф с изображением герба графов Чернышевых.

yaropolets_027_deadokey.livejournal.com

Рельеф с изображением воинских атрибутов.

yaropolets_old_192x_deadokey.livejournal.com

Фото 1920-х годов. Рельеф с изображением воинских атрибутов. Первоначальный вариант композиции для надгробия, замененный на другой. Скульптор А. Триппель. 1787 г. Размещался в парковом вестибюле усадебного дома, над камином.

yaropolets_028_deadokey.livejournal.com

Рельеф с изображением герба Москвы (слева).

yaropolets_old_192x_2_deadokey.livejournal.com

Рельеф с изображением мифологической сцены («Рельеф с Хароном»). Первоначальный вариант композиции для надгробия, замененный мемориальной плитой с надписью. Ск. А. Трипель. 1787 гГНИМА имени А.ВЩусева.

yaropolets_029_deadokey.livejournal.com

В самой идее уравнять храм с фамильным мавзолеем угадывается знаменитое честолюбие фельдмаршала.

yaropolets_old_1935_2_deadokey.livejournal.com

1935 год. Аллегорическая статуя Славы, предназначавшаяся для надгробия. Ск. А. Триппель. 1787 г. Была установлена в парковом вестибюле усадебного дома. Фото Лебедева. За фото спасибо Александру Савинову.

yaropolets_old_1935_3_deadokey.livejournal.com

1935 год. Аллегорическая статуя Печали, предназначавшаяся для надгробия. Ск. А. Триппель. 1787 г. Была установлена в парковом вестибюле усадебного дома. Фото Лебедева. За фото спасибо Александру Савинову.

yaropolets_030_deadokey.livejournal.com

yaropolets_031_deadokey.livejournal.com

Яма, вырытая для могилы, затоплялась водой, ее хотели заделать, а гроб в каменном саркофаге поставить на пол, по католической европейской традиции. Все это осталось лишь в планах. В реальности установили только скульптурное надгробие.

yaropolets_032_deadokey.livejournal.com

yaropolets_033_deadokey.livejournal.com

yaropolets_034_deadokey.livejournal.com

yaropolets_035_deadokey.livejournal.com

yaropolets_036_deadokey.livejournal.com

Фасады обеих частей церковного здания своеобразно интерпретируют мотив внушительных триумфальных арок, в проем которых будто вмонтирован малый портал с арочным входом меж двух колонн.

yaropolets_037_deadokey.livejournal.com

Церковь была освящена в 1798 г. В 1830 г. в ней случился пожар, ущерб от которого неизвестен. 

yaropolets_038_deadokey.livejournal.com

yaropolets_039_deadokey.livejournal.com

yaropolets_040_deadokey.livejournal.com

yaropolets_041_deadokey.livejournal.com

Вход в притворную.

yaropolets_042_deadokey.livejournal.com

Ритм вертикалей перебивается многочисленными окнами разных размеров и конфигураций – арочными, овальными и круглыми.

yaropolets_043_deadokey.livejournal.com

Четырехколонный портик с роскошными ионическими капителями.

yaropolets_044_deadokey.livejournal.com

yaropolets_045_deadokey.livejournal.com

Вместо массивных четырехгранных купола предполагались полусферические завершения. Весной 1917 г. над Яропольцом пронесся ураган, сорвавший с куполов кресты.

yaropolets_046_deadokey.livejournal.com

Ограда.

yaropolets_047_deadokey.livejournal.com

Апсида со стороны усыпальницы.

yaropolets_048_deadokey.livejournal.com

Старое надгробие.

yaropolets_049_deadokey.livejournal.com

Новый вход в усыпальницу.

yaropolets_050_deadokey.livejournal.com

Краснокирпичная колокольня — это позднее добавление к храмовому комплексу. Ее строили долго, с 1839 по 1869 гг., в формах русско-византийского стиля.

Первую колокольню, видимо, начали возводить одновременно с храмом в конце жизни З.Г.Чернышева. Эта колокольня рухнула в процессе строительства, повредив при падении церковь. Скорее всего, она стояла на месте новой церкви, построенной уже позже в XIX веке.

На фотографии ниже сохранилась фотография первого яруса той колокольни, которую предполагал ранней осенью 1787 г. заложить К.И.Бланк, но она оказалась недостроенное. Ее месторасположение до сих пор не определено.

yaropolets_old_190x_deadokey.livejournal.com

Фото начала ХХ века. Предполагаемые руины недостроенной колокольни («колокольни К.И. Бланка»).

yaropolets_051_deadokey.livejournal.com

yaropolets_052_deadokey.livejournal.com

С.А. Торопов назвал колокольню «безобразнейшей, портящей силуэт храма». В советское время из нее сделали водонапорную башню.

Чертежи

yaropolets_old_plan_deadokey.livejournal.com

yaropolets_old_plan2_deadokey.livejournal.com

Источник: http://deadokey.livejournal.com/122108.html

Если вы нашли ошибку или опечатку выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *